Прибалтийская диаспора Сибири: история и современность. Лоткин И.В. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

47
Большинство латышей находилось в Тарском (31,9%), Калачинском
(22,9%), Омском (17,9%) и Тюкалинском (17,9%) уездах, а эстонцы жили
в основном в Татарском (33,8%), Калачинском (28,3%) и Тарском (21,2%)
уездах.
В 1920 г. Советская Россия заключила мирные договоры с тремя
прибалтийскими государствами, согласно которым лица эстонской, ла-
тышской и литовской национальностей могли оптировать гражданства
своих государств. Кроме того, они освобождались от трудовой повинно-
сти
92
.
Перед десятками тысяч людей стояла нелегкая проблема: остаться
ли в Советской России или вернуться в родные места, где утвердилась
власть националистической буржуазии. При этом сложном выборе при-
ходилось считаться не только с политическими симпатиями: у многих в
Прибалтике остались родные и близкие, нуждавшиеся в помощи. Кроме
того, часть эвакуированных рабочих и демобилизованных красноармей-
цев испытывали большие трудности с устройством на работу в городах
из-за безработицы, порожденной хозяйственной разрухой
93
. При этом, по
нашим расчетам, общее число трудоспособного населения среди выход-
цев из Прибалтики не превышало 50% от их общей численности.
Следует отметить, что если в Эстонию возвращались в основном
представители коренной национальности, то этнический состав имми-
грантов, прибывших в Латвию и Литву, был довольно пестрым. Так, из
33 736 человек, находившихся в 1920 г. на карантине в Резекне, латыши
составляли 50,4%, евреи 25,9%, русские 12,7%, поляки 3,8%, ли-
товцы 3,5%, немцы 1,6%, цыгане 1,1% и т. д. А из завизировавших
документы для въезда в Латвию с 1 апреля по 25 ноября 1922 г. 6 824
человек латыши составляли 79,7%, русские 8,8%, евреи 5,4%, поляки
– 3,7%, немцы – 2,1%, литовцы0,3%
94
.
В результате оптационной кампании примерно на 25% сократи-
лось эстонское население Сибири, полностью выехало в Латвию латыш-
ское население Иркутской губернии и Бийского уезда Алтайской губер-
нии, наконец, за исключением нескольких деревень с компактным литов-
ским и финским населением, больше литовцев и финнов в Сибири не
осталось.
48
Однако своей первоначальной цели переселения всех граждан
эстонской, латышской и литовской национальностей на этническую ро-
динуоптация не достигла.
Это, во-первых, было связано с агитацией национальных секций
РКП(б), а во-вторых, с трудностями социально-политической адаптации
в балтийских независимых государствах части эстонцев, латышей и ли-
товцев (в основном воевавших в годы Гражданской войны на стороне
красных). В 1923 г. несколько тысяч жителей Прибалтики вернулось в
Советскую Россию.
6 декабря 1922 г. Сибревком огласил постановление, согласно ко-
торому граждане, проживавшие в РСФСР до и после 1914 г., приписан-
ные к местностям территорий Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, но не
желавшие оптировать гражданство данных государств, считались граж-
данами РСФСР
95
.
Оптационная кампания 1920–1923 гг. послужила мощным водо-
разделом между теми, кто рассматривал Сибирь как временное убежище
от социально-экономических и политических бурь того времени (в ос-
новном беженцев империалистической войны) и теми добровольными
переселенцами, кто уже рассматривал Сибирь как новую родину и не
желал возвращаться в Прибалтику.
Экономическое положение латышской и эстонской сибирской де-
ревни в первые годы после Гражданской войны было очень тяжелым.
Продразверстка и неурожай 1921–1922 гг. усугубили разруху и запусте-
ние. Перелом наступил в 1926–1927 гг. в связи с восстановлением сель-
скохозяйственного машиностроения и импортом сельскохозяйственных
машин. Уровень механизации резко повысился, тем более что сама тех-
ника не была новинкой для прибалтийских колонистов.
Вопрос об экономических отношениях в прибалтийской сибирской
деревне в годы НЭПа до сих пор остается недостаточно изученным и
спорным. Так, среди местного русского населения в середине 1920-х го-
дов сложилось мнение, будто все латыши без исключения были кулаки.
Однако, как считает латышский исследователь Я. Беберс, такие взгляды
сложились вследствие того, что к экономическим отношениям в латыш-
ской деревне люди подходили с теми же мерками, что и в русской, не
учитывая особенности (хуторское хозяйство, прогрессивные системы
земледелия, использование машин, более высокий уровень культуры).
Большинство латышей находилось в Тарском (31,9%), Калачинском                 Однако своей первоначальной цели – переселения всех граждан
(22,9%), Омском (17,9%) и Тюкалинском (17,9%) уездах, а эстонцы жили    эстонской, латышской и литовской национальностей на этническую ро-
в основном в Татарском (33,8%), Калачинском (28,3%) и Тарском (21,2%)   дину – оптация не достигла.
уездах.                                                                       Это, во-первых, было связано с агитацией национальных секций
       В 1920 г. Советская Россия заключила мирные договоры с тремя     РКП(б), а во-вторых, с трудностями социально-политической адаптации
прибалтийскими государствами, согласно которым лица эстонской, ла-      в балтийских независимых государствах части эстонцев, латышей и ли-
тышской и литовской национальностей могли оптировать гражданства        товцев (в основном воевавших в годы Гражданской войны на стороне
своих государств. Кроме того, они освобождались от трудовой повинно-    красных). В 1923 г. несколько тысяч жителей Прибалтики вернулось в
сти92.                                                                  Советскую Россию.
       Перед десятками тысяч людей стояла нелегкая проблема: остаться         6 декабря 1922 г. Сибревком огласил постановление, согласно ко-
ли в Советской России или вернуться в родные места, где утвердилась     торому граждане, проживавшие в РСФСР до и после 1914 г., приписан-
власть националистической буржуазии. При этом сложном выборе при-       ные к местностям территорий Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, но не
ходилось считаться не только с политическими симпатиями: у многих в     желавшие оптировать гражданство данных государств, считались граж-
Прибалтике остались родные и близкие, нуждавшиеся в помощи. Кроме       данами РСФСР95.
того, часть эвакуированных рабочих и демобилизованных красноармей-            Оптационная кампания 1920–1923 гг. послужила мощным водо-
цев испытывали большие трудности с устройством на работу в городах      разделом между теми, кто рассматривал Сибирь как временное убежище
из-за безработицы, порожденной хозяйственной разрухой93. При этом, по   от социально-экономических и политических бурь того времени (в ос-
нашим расчетам, общее число трудоспособного населения среди выход-      новном беженцев империалистической войны) и теми добровольными
цев из Прибалтики не превышало 50% от их общей численности.             переселенцами, кто уже рассматривал Сибирь как новую родину и не
       Следует отметить, что если в Эстонию возвращались в основном     желал возвращаться в Прибалтику.
представители коренной национальности, то этнический состав имми-             Экономическое положение латышской и эстонской сибирской де-
грантов, прибывших в Латвию и Литву, был довольно пестрым. Так, из      ревни в первые годы после Гражданской войны было очень тяжелым.
33 736 человек, находившихся в 1920 г. на карантине в Резекне, латыши   Продразверстка и неурожай 1921–1922 гг. усугубили разруху и запусте-
составляли 50,4%, евреи – 25,9%, русские – 12,7%, поляки – 3,8%, ли-    ние. Перелом наступил в 1926–1927 гг. в связи с восстановлением сель-
товцы – 3,5%, немцы – 1,6%, цыгане – 1,1% и т. д. А из завизировавших   скохозяйственного машиностроения и импортом сельскохозяйственных
документы для въезда в Латвию с 1 апреля по 25 ноября 1922 г. 6 824     машин. Уровень механизации резко повысился, тем более что сама тех-
человек латыши составляли 79,7%, русские – 8,8%, евреи – 5,4%, поляки   ника не была новинкой для прибалтийских колонистов.
– 3,7%, немцы – 2,1%, литовцы – 0,3%94.                                       Вопрос об экономических отношениях в прибалтийской сибирской
       В результате оптационной кампании примерно на 25% сократи-       деревне в годы НЭПа до сих пор остается недостаточно изученным и
лось эстонское население Сибири, полностью выехало в Латвию латыш-      спорным. Так, среди местного русского населения в середине 1920-х го-
ское население Иркутской губернии и Бийского уезда Алтайской губер-     дов сложилось мнение, будто все латыши без исключения были кулаки.
нии, наконец, за исключением нескольких деревень с компактным литов-    Однако, как считает латышский исследователь Я. Беберс, такие взгляды
ским и финским населением, больше литовцев и финнов в Сибири не         сложились вследствие того, что к экономическим отношениям в латыш-
осталось.                                                               ской деревне люди подходили с теми же мерками, что и в русской, не
                                                                        учитывая особенности (хуторское хозяйство, прогрессивные системы
                                                                        земледелия, использование машин, более высокий уровень культуры).
                                 47                                                                      48