ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
121
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 4
1. Расскажите об особенностях формирования балтийских и при-
балтийско-финских литературных языков.
2. Какую роль играли местные образовательные учреждения в пе-
риод существования «сепаратного плюрализма» у балтийских нацио-
нальных групп в Сибири?
3. Какие законодательные акты советского правительства в сфере
народного образования послужили основой для функционирования ла-
тышских и эстонских образовательных учреждений в СССР в 1920-х –
1930-х годах?
4. Что такое «политика лингвацида»? Как она проявлялась в СССР
в конце 1930-х годов?
5. Что вам известно об этноязыковой ситуации в лютеранских ко-
лониях в Западной и Восточной Сибири в середине XIX в.?
6. Что такое «функциональный моностилизм»? В каких формах он
проявился у сибирских латышей и эстонцев?
7. Чем мотивируют свою точку зрения сторонники и противники
преподавания латышского и эстонского языков в Сибири?
122
Глава 5. СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
У ЛАТЫШЕЙ И ЭСТОНЦЕВ СИБИРИ
5.1. Национальные формы материальной культуры у латышей
и эстонцев Сибири
Этнокультурными процессами считают обычно изменения, кото-
рые происходят в материальной и духовной культуре. Видимо, к этно-
культурным процессам (может быть, в узком смысле слова) следует от-
нести те из этих изменений, которые связаны в первую очередь с этниче-
ской спецификой, этнокультурным обликом конкретных этнических
общностей, то есть изменения, происходящие прежде всего в традици-
онно-бытовой культуре. Вероятно, возможно и более расширительное
толкование понятия «этнокультурные процессы», включая любые изме-
нения в области культуры и этнической общности. И может быть, в этом
есть смысл, поскольку грань между традиционными и новыми явления-
ми в общем-то всегда исторична. То же можно сказать, наверное, и об
этнодифференцирующих свойствах предметов и явлений культуры. Но-
вации, как правило, в начальные моменты своего распространения и су-
ществования у какого-либо этноса не имеют этнических свойств. Но при
более длительном бытовании они могут стать традициями и приобрести
их свойства
1
.
Латышские и эстонские крестьяне, переселившиеся в Сибирь в
XIX–XX вв., были основными создателями и хранителями народной
культуры, носителями этнической традиции.
Некоторые характерные и самобытные черты латышской и эстон-
ской культуры сохранились в жилище. Самые первые упоминания о жи-
лище латышских и эстонских ссыльнопоселенцев мы встречаем у
Н.М. Ядринцева в его работе «Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс в Си-
бири». Он, в частности, писал: «В 4-х деревнях только 4 дома могут счи-
таться несколько зажиточными, 52 представляют только подобие избы, а
98 – самые жалкие хижины. Жители, особенно главного выселка, Риги
не имеют по большей части изб, а устроили себе нечто вроде глубоких
землянок, окруженных бревнами и прикрытых соломенными крышами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ 4 Глава 5. СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ЛАТЫШЕЙ И ЭСТОНЦЕВ СИБИРИ 1. Расскажите об особенностях формирования балтийских и при- балтийско-финских литературных языков. 5.1. Национальные формы материальной культуры у латышей 2. Какую роль играли местные образовательные учреждения в пе- и эстонцев Сибири риод существования «сепаратного плюрализма» у балтийских нацио- нальных групп в Сибири? Этнокультурными процессами считают обычно изменения, кото- 3. Какие законодательные акты советского правительства в сфере рые происходят в материальной и духовной культуре. Видимо, к этно- народного образования послужили основой для функционирования ла- культурным процессам (может быть, в узком смысле слова) следует от- тышских и эстонских образовательных учреждений в СССР в 1920-х – нести те из этих изменений, которые связаны в первую очередь с этниче- 1930-х годах? ской спецификой, этнокультурным обликом конкретных этнических 4. Что такое «политика лингвацида»? Как она проявлялась в СССР общностей, то есть изменения, происходящие прежде всего в традици- в конце 1930-х годов? онно-бытовой культуре. Вероятно, возможно и более расширительное 5. Что вам известно об этноязыковой ситуации в лютеранских ко- толкование понятия «этнокультурные процессы», включая любые изме- лониях в Западной и Восточной Сибири в середине XIX в.? нения в области культуры и этнической общности. И может быть, в этом 6. Что такое «функциональный моностилизм»? В каких формах он есть смысл, поскольку грань между традиционными и новыми явления- проявился у сибирских латышей и эстонцев? ми в общем-то всегда исторична. То же можно сказать, наверное, и об 7. Чем мотивируют свою точку зрения сторонники и противники этнодифференцирующих свойствах предметов и явлений культуры. Но- преподавания латышского и эстонского языков в Сибири? вации, как правило, в начальные моменты своего распространения и су- ществования у какого-либо этноса не имеют этнических свойств. Но при более длительном бытовании они могут стать традициями и приобрести их свойства1. Латышские и эстонские крестьяне, переселившиеся в Сибирь в XIX–XX вв., были основными создателями и хранителями народной культуры, носителями этнической традиции. Некоторые характерные и самобытные черты латышской и эстон- ской культуры сохранились в жилище. Самые первые упоминания о жи- лище латышских и эстонских ссыльнопоселенцев мы встречаем у Н.М. Ядринцева в его работе «Рига, Ревель, Нарва и Гельсингфорс в Си- бири». Он, в частности, писал: «В 4-х деревнях только 4 дома могут счи- таться несколько зажиточными, 52 представляют только подобие избы, а 98 – самые жалкие хижины. Жители, особенно главного выселка, Риги не имеют по большей части изб, а устроили себе нечто вроде глубоких землянок, окруженных бревнами и прикрытых соломенными крышами. 121 122
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- …
- следующая ›
- последняя »