Культура эпохи Возрождения. Лысак И.В. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

3
СУЩНОСТЬ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ». ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение, или Ренесса
́
нс (фр. Renaissance, итал.
Rinascimento) период в культурном развитии стран Западной и Цен-
тральной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в др. странах XV–XVI вв.),
переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени.
Впервые термин «Возрождение» (итал. «Rinascita») был упот-
реблен известным живописцем, архитектором и историком искусства
Джорджо Вазари (1512–1574) в его книге «Жизнеописание наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Возрождением он име-
новал период развития итальянского искусства с 1250 по 1550 гг., для
которого характерно возрождение античной культуры. В научный
оборот термин был введен в середине XIX в. французским историком
Жюлем Мишле (1798–1874). Именно тогда и утвердилось во всех
европейских языках французское слово «Ренессанс». Под эпохой
Возрождения, или Ренессанса, стал пониматься период расцвета
итальянской и, шире, европейской культуры в XIV–XVI вв., сопоста-
вимый по масштабности и значимости с расцветом культуры класси-
ческой античности. Основным содержанием этого периода было ста-
новление новой, «земной», светской по своей сути картины мира,
кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла
выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натур-
философии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших карди-
нальные изменения.
В искусствоведческой литературе эпоху Возрождения подразде-
ляют на периоды по столетиям, причем еще со времен Дж. Вазари
вошло в обыкновение столетия называть по-итальянски: трехсотые
годы (т.е. тысяча трехсотые, XIV в.), четырехсотые, пятисотые:
дученто (ducento, «двухсотые», т.е. 1200-е) ХIII век Проторе-
нессанс (Предвозрождение);
треченто (trecente, 1300-е) – XIV векРаннее Возрождение;
кватроченто (quatrocento, 1400-е) XV век Высокое Возрожде-
ние;
чиквиченто (cinquiccento, 1500-е) XVI век Позднее Возрожде-
ние.
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где
уже на рубеже XIII–XIV вв. его провозвестниками выступили поэт
Данте и художник Джотто. Это обусловлено тем, что через Италию