ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
54
Казуистика – искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих
моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать.
Категорический императив – требование, предъявляемое человеку моральным
законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств. Например, К. и. требу-
ет от человека, чтобы каждый его поступок мог стать универсальным прецедентом.
Компромисс – ситуация, в которой ее участники частично поступаются соб-
ственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетво-
рить свои интересы, не потерпев морального урона.
Конфронтация – ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь дос-
тижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других. Участни-
ки К. полагают свое достоинство в том, чтобы выйти из нее ничем не поступившись.
Лицемерие – это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит
добродетели», пытаясь под нее маскироваться. Необходимость лицемерить свиде-
тельствует, что данное общество все же ценит добродетель выше порока.
Личность – ответственный и свободный человек, способный совершать по-
ступки и осознавать их моральные последствия, готовый совершать усилия, чтобы
не оказаться игрушкой манипулирующих им внешних сил. С религиозной точки
зрения, человек является Л., поскольку он есть образ и подобие Бога.
Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо
как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринима-
ется как благо; фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основа-
ние в Л. Бога и заповедях Иисуса Христа.
Максима – сентенция, афоризм, в которых формулируется жизненный принцип
или характеризуются нравы людей; практический принцип, или правило действия,
которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе опыта.
Милосердие – высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистиче-
ских стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях; сострадательное,
доброжелательное отношение к другому человеку.
Мораль – общечеловеческие нормы и образцы поведения, выражающие выс-
шие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как ра-
зумное, самосознательное существо.
Моральное (нравственное) богословие – раздел богословия, изучающий
проявление Бога в действиях и сознании человека, а также религиозные основа-
ния морали.
Моральные нормы – характеристики соответствия поведения человека тре-
бованиям морального закона и транслируемым в обществе образцам морального
поведения.
Моральный закон – совокупность моральных норм, образцов поведения, оп-
ределяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта.
Моральный статус субъекта – показатель соответствия поведения и намере-
ний человека нормам морали.
Мусульманская этика – обобщённое обозначение комплекса нравственно-
этических воззрений, получивших развитие в средневековой арабо-
мусульманской культуре.
Казуистика – искусство разбора сложных ситуаций (казусов), требующих моральной оценки и выяснения того, как в них следует поступать. Категорический императив – требование, предъявляемое человеку моральным законом независимо от конкретных жизненных обстоятельств. Например, К. и. требу- ет от человека, чтобы каждый его поступок мог стать универсальным прецедентом. Компромисс – ситуация, в которой ее участники частично поступаются соб- ственными интересами ради общего согласия и возможности частично удовлетво- рить свои интересы, не потерпев морального урона. Конфронтация – ситуация противостояния, в которой участники, добиваясь дос- тижения собственных интересов, не желают считаться с интересами других. Участни- ки К. полагают свое достоинство в том, чтобы выйти из нее ничем не поступившись. Лицемерие – это, по выражению Ларошфуко, «дань, которую порок платит добродетели», пытаясь под нее маскироваться. Необходимость лицемерить свиде- тельствует, что данное общество все же ценит добродетель выше порока. Личность – ответственный и свободный человек, способный совершать по- ступки и осознавать их моральные последствия, готовый совершать усилия, чтобы не оказаться игрушкой манипулирующих им внешних сил. С религиозной точки зрения, человек является Л., поскольку он есть образ и подобие Бога. Любовь – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринима- ется как благо; фундамент христианской этики, имеющей онтологическое основа- ние в Л. Бога и заповедях Иисуса Христа. Максима – сентенция, афоризм, в которых формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей; практический принцип, или правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе опыта. Милосердие – высшая бескорыстная форма любви, свободная от эгоистиче- ских стремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях; сострадательное, доброжелательное отношение к другому человеку. Мораль – общечеловеческие нормы и образцы поведения, выражающие выс- шие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как ра- зумное, самосознательное существо. Моральное (нравственное) богословие – раздел богословия, изучающий проявление Бога в действиях и сознании человека, а также религиозные основа- ния морали. Моральные нормы – характеристики соответствия поведения человека тре- бованиям морального закона и транслируемым в обществе образцам морального поведения. Моральный закон – совокупность моральных норм, образцов поведения, оп- ределяющих допустимое с моральной точки зрения поведение субъекта. Моральный статус субъекта – показатель соответствия поведения и намере- ний человека нормам морали. Мусульманская этика – обобщённое обозначение комплекса нравственно- этических воззрений, получивших развитие в средневековой арабо- мусульманской культуре. 54
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- …
- следующая ›
- последняя »