ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
2
Ассемблер
Язык ассемблера – это один из самых старых из всех существующих языков программирования.
Когда-то это был один из основных языков программирования, без знания которого нельзя было
заставить компьютер сделать что-либо полезное. Появились более удобные средства общения с
компьютером. Но в отличии от других языков ассемблер не умирал, более того он это не смог
сделать в принципе.
Таким образом язык ассемблера – это символическое представление машинного языка. Все
процессы в машине на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только
командами(инструкциями) машинного языка. Несмотря на общее название язык ассемблера для
каждого типа компьютера свой. Это касается и внешнего вида программ и идей, отражением
которых этот язык является. Но решать проблемы связанные с аппаратурой невозможно без
знания ассемблера. Программист или любой другой пользователь может использовать любые
высокоуровневые средства, вплоть до построения виртуальных миров, и возможно даже не
подозревать, что на самом деле компьютер выполняет команды языка, на котором написана
программа, а их трансформация представление в форме скучной и унылой последовательности
совсем другого языка – машинного. Поэтому не случайно все языки имеют средства связи с
языком ассемблера, т.к. решить аппаратные проблемы невозможно без знания языка.
Поэтому изучение языка ассемблер – мы начнем с изучения архитектуры ЭВМ. Это понятие
характеризует ЭВМ с точки зрения его функциональных программно-управляемых свойств.
Выясним какая часть ЭВМ является видимой и доступной для программирования на этом языке.
На языках высокого уровня этого знать не обязательно.
Архитектура ЭВМ – это абстрактное представление ЭВМ, которое отражает ее структурную,
схематичную и логическую организацию. Это понятие включает в себя следующее:
• Структурную схему ЭВМ
• Средства и способы доступа к элементам структурной схемы ЭВМ
• Организация и разрядность ЭВМ
• Набор и доступность регистров
• Организацию и способы адресации памяти
• Способы представления и форматы данных ЭВМ
• Набор машинных команд ЭВМ
• Форматы машинных команд
• Обработку нештатных команд
Компьютер можно схематично представить в следующем
виде.
Микропроцессор
Регистры Оперативная память
Оперативные
устройства
Внешние устройства
Внешняя дисплей клавиатура
Память ……………
Для изучения языка необходимо вспомнить следующие понятия
Бит
– память образованная интегральными микросхемами, которые могут находится в двух
состояниях вкл или выкл. (1 –вкл., 0 –выкл.), то есть бит иметь два значения 0 или 1. Бит – это
минимальная единица памяти.
Байт – минимальная адресуемая единица памяти. Многие компьютеры сконструированы на базе 8-
битовых микропроцессоров, т.е. они могут обрабатывать по 8 бит. Даже если микропроцессор
Ассемблер Язык ассемблера – это один из самых старых из всех существующих языков программирования. Когда-то это был один из основных языков программирования, без знания которого нельзя было заставить компьютер сделать что-либо полезное. Появились более удобные средства общения с компьютером. Но в отличии от других языков ассемблер не умирал, более того он это не смог сделать в принципе. Таким образом язык ассемблера – это символическое представление машинного языка. Все процессы в машине на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только командами(инструкциями) машинного языка. Несмотря на общее название язык ассемблера для каждого типа компьютера свой. Это касается и внешнего вида программ и идей, отражением которых этот язык является. Но решать проблемы связанные с аппаратурой невозможно без знания ассемблера. Программист или любой другой пользователь может использовать любые высокоуровневые средства, вплоть до построения виртуальных миров, и возможно даже не подозревать, что на самом деле компьютер выполняет команды языка, на котором написана программа, а их трансформация представление в форме скучной и унылой последовательности совсем другого языка – машинного. Поэтому не случайно все языки имеют средства связи с языком ассемблера, т.к. решить аппаратные проблемы невозможно без знания языка. Поэтому изучение языка ассемблер – мы начнем с изучения архитектуры ЭВМ. Это понятие характеризует ЭВМ с точки зрения его функциональных программно-управляемых свойств. Выясним какая часть ЭВМ является видимой и доступной для программирования на этом языке. На языках высокого уровня этого знать не обязательно. Архитектура ЭВМ – это абстрактное представление ЭВМ, которое отражает ее структурную, схематичную и логическую организацию. Это понятие включает в себя следующее: • Структурную схему ЭВМ • Средства и способы доступа к элементам структурной схемы ЭВМ • Организация и разрядность ЭВМ • Набор и доступность регистров • Организацию и способы адресации памяти • Способы представления и форматы данных ЭВМ • Набор машинных команд ЭВМ • Форматы машинных команд • Обработку нештатных команд Компьютер можно схематично представить в следующем виде. Микропроцессор Регистры Оперативная память Оперативные устройства Внешние устройства Внешняя дисплей клавиатура Память …………… Для изучения языка необходимо вспомнить следующие понятия Бит – память образованная интегральными микросхемами, которые могут находится в двух состояниях вкл или выкл. (1 –вкл., 0 –выкл.), то есть бит иметь два значения 0 или 1. Бит – это минимальная единица памяти. Байт – минимальная адресуемая единица памяти. Многие компьютеры сконструированы на базе 8- битовых микропроцессоров, т.е. они могут обрабатывать по 8 бит. Даже если микропроцессор 2