Составители:
Рубрика:
СЕМИНАР 20.
Становление и развитие идеологии консерватизма. -2 часа.
1.Основные ценности консерватизма.
2.Классик консерватизма Э.Берк.
3.Взгляды Ж.де Местра.
4.Политические идеи Л. де Бональда.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Историография истории нового времени стран Европы и Америки.
С.117-118,148-149, 125-126, 158-159, 202-205.
История политических и правовых учений./Под ред.В.С. Нерсесянца. М..1996.
Учебник… С.366-381.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время – ННИ.
1990. №1.
Фадеева Т.М. У истоков европейского консерватизма – ННИ. 1992. №6.
Шамшурин В.И. Учение Э.Берка о человеке, обществе и государстве и их
познании с помощью пруденции-рассудительности. – Вестник МГУ. 1997.№3.
1. В 19 веке происходит оформление основных идеологических
направлений: консерватизма, либерализма и социализма. Основные идеи
консерватизма были вызваны к жизни Великой французской буржуазной
революцией и ее последствиями. Превращение консерватизма в относительно
стройную систему взглядов впервые произошло в произведениях писателей
выступивших в разгар Великой французской революции, Э.Берка, Ж.де Местра
и Л.де Бональда. Оптимистическому взгляду просветителей на природу
человека, разум и воля которого в состоянии перестроить общество на началах
свободы, равенства и братства, консерваторы противопоставили идею об
изначальном несовершенстве человеческой природы. Важно проанализировать
также такие черты консерватизма как опора на традицию, религиозность,
уважение к авторитету, сильному государству.
2.Рассматривая сущностные черты консерватизма, необходимо остановиться
на взглядах его выдающегося идеолога, английского философа Э.Берка
(1729-1797). Теории прогресса Берк противопоставил "постепенную эволюцию"
в ходе непрерывного исторического развития. Важно обратить внимание на
позицию Берка, по которой никакое общество немыслимо без иерархии и,
следовательно, неравенства, именно в этом и заключается основа порядка.
3-4. Если Э.Берк оспаривал просветительские идеи с позиций, прежде всего
истории, подразумевая, но, не включая "божественное провидение" в ход
рассуждений, то именно к нему апеллируют в первую очередь представители
французской консервативной мысли Ж. де Местр (1753-1821) и Л.де Бональд
(1754-1840). Оптимизму просветителей, их вере в безграничную творческую
мощь человека де Местр и де Бональд противопоставляли убеждение, что ни
общество, ни его установления не могут возникнуть как результат
общественного договора, произвольного человеческого решения, поскольку
27
СЕМИНАР 20. Становление и развитие идеологии консерватизма. -2 часа. 1.Основные ценности консерватизма. 2.Классик консерватизма Э.Берк. 3.Взгляды Ж.де Местра. 4.Политические идеи Л. де Бональда. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Историография истории нового времени стран Европы и Америки. С.117-118,148-149, 125-126, 158-159, 202-205. История политических и правовых учений./Под ред.В.С. Нерсесянца. М..1996. Учебник… С.366-381. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время – ННИ. 1990. №1. Фадеева Т.М. У истоков европейского консерватизма – ННИ. 1992. №6. Шамшурин В.И. Учение Э.Берка о человеке, обществе и государстве и их познании с помощью пруденции-рассудительности. – Вестник МГУ. 1997.№3. 1. В 19 веке происходит оформление основных идеологических направлений: консерватизма, либерализма и социализма. Основные идеи консерватизма были вызваны к жизни Великой французской буржуазной революцией и ее последствиями. Превращение консерватизма в относительно стройную систему взглядов впервые произошло в произведениях писателей выступивших в разгар Великой французской революции, Э.Берка, Ж.де Местра и Л.де Бональда. Оптимистическому взгляду просветителей на природу человека, разум и воля которого в состоянии перестроить общество на началах свободы, равенства и братства, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы. Важно проанализировать также такие черты консерватизма как опора на традицию, религиозность, уважение к авторитету, сильному государству. 2.Рассматривая сущностные черты консерватизма, необходимо остановиться на взглядах его выдающегося идеолога, английского философа Э.Берка (1729-1797). Теории прогресса Берк противопоставил "постепенную эволюцию" в ходе непрерывного исторического развития. Важно обратить внимание на позицию Берка, по которой никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства, именно в этом и заключается основа порядка. 3-4. Если Э.Берк оспаривал просветительские идеи с позиций, прежде всего истории, подразумевая, но, не включая "божественное провидение" в ход рассуждений, то именно к нему апеллируют в первую очередь представители французской консервативной мысли Ж. де Местр (1753-1821) и Л.де Бональд (1754-1840). Оптимизму просветителей, их вере в безграничную творческую мощь человека де Местр и де Бональд противопоставляли убеждение, что ни общество, ни его установления не могут возникнуть как результат общественного договора, произвольного человеческого решения, поскольку 27
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »