ВУЗ:
Составители:
шкурка
6 Уголь рисо-
валь-
ный (для ху-
доже-
ственных ра-
бот)
Не рекомендуется ис-
пользовать уголь
прессованный
7 Сангина
Лучше типа охры
красной или англий-
ской красной
8 Кнопки
Одноразовые для
закрепления листа
Используются для
фиксации листа на
мольберте
9 Бумага – ват-
ман
Формат А1
Формат А1 разрезает-
ся на необходимые по
формату листы
10 Мольберт
Для работы стоя и
сидя
При работе должен
быть отставлен на
расстояние вытянутой
руки
11 Сидение
Лучше стул со спин-
кой
12 Табурет
или
подставка
Для размещения
рабочих материа-
лов
По правую или левую
сторону (в зависимо-
сти
от рабочей руки)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РИСУНКА
Основными изобразительно-выразительными средствами рисунка являются линия и пятно. В гра-
фических работах линейная и тональная составляющие рассматриваются как технологические критерии
оценки качества готовых рисунков.
Линии как таковой в природе не существует. На самом деле это абстрактное понятие, графически
обозначающее границу двух плоскостей.
Как выразительное средство линия может быть в разных качествах: прямая, имеющая исходный
центр); прямая, не имеющая исходного центра; использующаяся в основном контуре рисунка; различ-
ной тональности; вспомогательная и основная; ближняя и дальняя; дугообразная и округлая.
В зависимости от поставленной изобразительной задачи в одном рисунке может использоваться
многообразие вариативных возможностей линии.
При различном группировании линий может образовываться тональное пятно. Упорядоченное со-
отношение пятен формирует тональную композицию рисунка.
Друг от друга пятна могут отличаться по размеру, тону, ритму. Различие пятен по размеру опреде-
ляется визуальным сравнением занимаемой площади (больше, меньше). По тону их сравнивают поня-
тиями темнее или светлее. Здесь можно применить и такую характеристику как: тональное равенство,
тональный контраст и нюанс одного пятна с другим. Ритмическое же содержание пятна или пятен раз-
нообразнее, в сравнении с их характеристикой по размеру и тону. Формируется ритм пятна с помощью
нанесения разнообразных штриховых линий: параллельные штрихи различных по тональности, радиусу
поворота и исходных точек движения; перекрещивающиеся штрихи.
Линия и тональное пятно являются важными средствами решения изобразительно-выразительных
задач рисунка. Следует упражняться в вариантах их исполнения. Это повысит технику и расширит воз-