История зарубежной философии. История зарубежной философии XIX-XX вв. Ч.2. Недорезов В.Г - 7 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Основные понятия спекулятивной философии (космологии) Уайтхеда:
«первоначальное», «действительная сущность», «вечный объект». Опыт как
объектно-субъектная структура. Бог как действительный субъект опыта.
«Действительные события» как выражение динамики процесса. «Вечные
объекты» как выражение статики. Укорененность «вечных объектов» в
«действительных сущностях». «Онтологический принцип» Уайтхеда.
«Процесс» как основная черта реальности. Связь философии с религией.
«Процесс» реальности как процесс познанияопыта»). Концепция
«схватываний». «Реформированный субъективистский принцип» Уайтхеда.
Вселенная как бесконечное множество «пульсаций» субъективности.
Субъективность как всеобщая онтологическая характеристика. Специфика
человеческой субъективности. Прегензиясхватывание»). «Физические» и
«концептуальные» схватывания. «Философия процесса» Уайтхеда как
объективно-идеалистический панпсихизм. Гармония как критерий
завершенности процесса. Доктрина «объективного бессмертия». Соединение в
космологии Уайтхеда эволюционно-генетического и структурно-
морфологического подходов. Категория «общество». Вселенная как иерархия
уровней, «структурированные общества».
Понимание Уайтхедом единства человека и природы. Антиредукционизм.
Концепция божества.
2.1.3 Американский критический реализм. Философская система Дж.
Сантаяны
Основные представители американского критического реализма
(Дж. Сантаяна, Р.В. Селларс, А. Лавджой, Д. Пратт, А. Роджерс, Д. Дрейк,
Ч. Стронг). Единство теории познания и многообразие онтологий. Критика
тезиса неореализма о непосредственной данности объекта в познании.
«Данные», «сущность» как объект восприятия. «Сущность», «данные» как
логический элемент. Два элемента познавательного актаобъект (физическое)
и «данное» (психическое). Отсутствие критерия истины. Природа «сущности».
Философия Дж. Сантаяны. Исходный принципсомнение. «Данные»'
сознания, «сущности». «Сущности» как символы реального объекта.
Символический и поэтический характер познания. Четыре «царства» бытия:
«царство сущности», «царство материи», «царство истины», «царство духа».
Недоверие к науке. Интерпретация Сантаяной кризисных явлений в физике 20
в. Релятивизм и иррационализм Сантаяны. Онтологизация истины. Истина как
«сумма всех высказываний всезнающего существа». Отождествление
«сущности» и «истины» с Богом. Разобщенность людей в обществе и
разорванность их духа. Несовершенство нашего мира. «Мировая гармония» как
источник всякой гармонии. Миф как главная форма миропонимания.
Социально-политические взгляды Сантаяны. Критика демократии. Идея
необходимости господства «элиты». Неизбежность революции. Бегство от
жизни, уход в мир искусства и религии.
7
Основные понятия спекулятивной философии (космологии) Уайтхеда:
«первоначальное», «действительная сущность», «вечный объект». Опыт как
объектно-субъектная структура. Бог как действительный субъект опыта.
«Действительные события» как выражение динамики процесса. «Вечные
объекты» как выражение статики. Укорененность «вечных объектов» в
«действительных сущностях». «Онтологический принцип» Уайтхеда.
«Процесс» как основная черта реальности. Связь философии с религией.
«Процесс» реальности как процесс познания («опыта»). Концепция
«схватываний». «Реформированный субъективистский принцип» Уайтхеда.
Вселенная как бесконечное множество «пульсаций» субъективности.
Субъективность как всеобщая онтологическая характеристика. Специфика
человеческой субъективности. Прегензия («схватывание»). «Физические» и
«концептуальные» схватывания. «Философия процесса» Уайтхеда как
объективно-идеалистический    панпсихизм.   Гармония     как    критерий
завершенности процесса. Доктрина «объективного бессмертия». Соединение в
космологии     Уайтхеда    эволюционно-генетического    и    структурно-
морфологического подходов. Категория «общество». Вселенная как иерархия
уровней, «структурированные общества».
     Понимание Уайтхедом единства человека и природы. Антиредукционизм.
Концепция божества.
   2.1.3 Американский критический реализм. Философская система Дж.
         Сантаяны
      Основные представители американского критического реализма
(Дж. Сантаяна, Р.В. Селларс, А. Лавджой, Д. Пратт, А. Роджерс, Д. Дрейк,
Ч. Стронг). Единство теории познания и многообразие онтологий. Критика
тезиса неореализма о непосредственной данности объекта в познании.
«Данные», «сущность» как объект восприятия. «Сущность», «данные» как
логический элемент. Два элемента познавательного акта – объект (физическое)
и «данное» (психическое). Отсутствие критерия истины. Природа «сущности».
      Философия Дж. Сантаяны. Исходный принцип – сомнение. «Данные»'
сознания, «сущности». «Сущности» как символы реального объекта.
Символический и поэтический характер познания. Четыре «царства» бытия:
«царство сущности», «царство материи», «царство истины», «царство духа».
Недоверие к науке. Интерпретация Сантаяной кризисных явлений в физике 20
в. Релятивизм и иррационализм Сантаяны. Онтологизация истины. Истина как
«сумма всех высказываний всезнающего существа». Отождествление
«сущности» и «истины» с Богом. Разобщенность людей в обществе и
разорванность их духа. Несовершенство нашего мира. «Мировая гармония» как
источник всякой гармонии. Миф как главная форма миропонимания.
      Социально-политические взгляды Сантаяны. Критика демократии. Идея
необходимости господства «элиты». Неизбежность революции. Бегство от
жизни, уход в мир искусства и религии.


                                                                         7