Стилистика и литературное редактирование. Никонорова О.Г - 33 стр.

UptoLike

65
7. Понятие разговорной речи и ее особенности. Основные
единицы речевого общения. Речевое событие, дискурс, речевая
ситуация. Типы речевых действий в соответствии с целями гово-
рящего. Прямые и косвенные сообщения. Фатическая и информа-
тивная речь.
8. Стиль языка, стиль речи, функциональные стили, речевые
жанры. Экстралингвистические основания стилистических и жан-
ровых классификаций. Стилистические нормы
и жанровые нормы.
Соотношение стилей и жанров литературного языка. Сферы речи,
фактура речи.
9. Речь в межличностной коммуникации. Условия успешного
общения (по Аристотелю, Г. Грайсу, Дж. Личу, Д. Карнеги, А. Пи-
зу и др.). Причины коммуникативных неудач. Виды слушания.
Невербальные средства общения. Продуктивные и непродуктив-
ные модели беседы. Поддерживающий и неподдерживающий
сти-
ли общения.
10. Стиль языка художественной литературы (проза, поэзия,
драма). Использование в языке художественной литературы всех
средств литературного языка, а также элементов нелитературных
вариантов русского языка. Литературное редактирование.
11. Стиль языка художественной литературы (по Г.О. Вино-
куру). Изучение и проблема соотношения языка и стиля художе-
ственных произведений и писателя.
Система «3-х стилей»; столкно-
вение теорий стилей в конце XVIII – начале XIX вв., жанры лите-
ратуры. Поэтическая традиция и искусство в творчестве А.С. Пуш-
кина. «Языковое новаторство» и стиль В.В. Маяковского. Понятие
узуса.
12. Соотношение разговорной и художественной речи. Осо-
бенности стиля официально-канцелярско-деловой речи, публици-
стической и научной (по
Т.Г. Винокур). Стилизация.
13. Стиль языка и стиль человека. Стиль языка личности.
Индивидуальные стили (писателя, политика, подростка и т. д.).
Влияние профессии на речь человека. Типы языковых личностей.
14. Теория речевых жанров (РЖ) в подходах разных авторов.
Речевые жанры в понимании М. Бахтина. Первичные и вторичные
жанры. Жанры и речевое общение
. Внутрижанровые стратегии и
тактики в различных ситуациях общения. Анкета РЖ (по Т.В. Шме-
левой).
66
15. Образ автора как характерная черта разных функцио-
нальных стилей и как существенный признак жанровой формы.
16. Стратегии и тактики речевой коммуникации. Речевое
воздействие, эксплицитная и имплицитная оценка.
17. Стилистика газетных жанров, особенности. Эвфемизмы.
Антропоцентризм. Релятивы (коммуникативы). Непрямая комму-
никация.
2-й семестр
Вопросы по курсу
«Стилистика и литературное редактирование»
1. Актуальные и дискуссионные вопросы современной сти-
листики.
2. Разговорная речь. Прагматика разговорной речи. Жанро-
вое разнообразие. Этика общения в бытовой сфере. Стилистиче-
ские нормы разговорной речи и ее статус в литературном языке.
3. Эффективность общения. Коммуникативные стратегии и
тактики. Причины коммуникативных неудач. Речевые стратегии
и
тактики. Понятие «субжанра» и «гипержанра».
4. Основные черты языка СМИ. Социальные функции
средств массовой информации. Прагматика и риторика дискурса в
периодической печати. Речевые приемы манипулирования адреса-
том. Особенности информационного поля современных СМИ.
5. Жанровая специфика СМИ. Характеристика и компози-
ционная схема отдельных жанров (хроника, интервью, репортаж,
статья, фельетон, очерк). Образ
автора в публицистике. Чередова-
ние экспрессии и стандарта как основная черта языка СМИ.
6. Динамические процессы в языке и стиле публицистики.
Журналистика как полифункциональная структура. Деконструкция
в газетно-публицистическом стиле как результат отбора языковых
средств в соответствии с задачей, стоящей перед автором. Снятие
оппозиции стандартэкспрессия в языке современных СМИ.
7. Тексты
СМИ в парадигме культуры. Постмодернистская
ситуация в современном медиа-тексте (техника интертекстуально-
сти при создании текста СМИ, игровые стратегии и т. п.). Транс-
формация образа автора в современных СМИ. Медиа-текст в ас-
пекте культуры речи.
       7. Понятие разговорной речи и ее особенности. Основные           15. Образ автора как характерная черта разных функцио-
единицы речевого общения. Речевое событие, дискурс, речевая        нальных стилей и как существенный признак жанровой формы.
ситуация. Типы речевых действий в соответствии с целями гово-           16. Стратегии и тактики речевой коммуникации. Речевое
рящего. Прямые и косвенные сообщения. Фатическая и информа-        воздействие, эксплицитная и имплицитная оценка.
тивная речь.                                                            17. Стилистика газетных жанров, особенности. Эвфемизмы.
       8. Стиль языка, стиль речи, функциональные стили, речевые   Антропоцентризм. Релятивы (коммуникативы). Непрямая комму-
жанры. Экстралингвистические основания стилистических и жан-       никация.
ровых классификаций. Стилистические нормы и жанровые нормы.
Соотношение стилей и жанров литературного языка. Сферы речи,                                 2-й семестр
фактура речи.                                                                           Вопросы по курсу
       9. Речь в межличностной коммуникации. Условия успешного             «Стилистика и литературное редактирование»
общения (по Аристотелю, Г. Грайсу, Дж. Личу, Д. Карнеги, А. Пи-
зу и др.). Причины коммуникативных неудач. Виды слушания.                1. Актуальные и дискуссионные вопросы современной сти-
Невербальные средства общения. Продуктивные и непродуктив-         листики.
ные модели беседы. Поддерживающий и неподдерживающий сти-                2. Разговорная речь. Прагматика разговорной речи. Жанро-
ли общения.                                                        вое разнообразие. Этика общения в бытовой сфере. Стилистиче-
       10. Стиль языка художественной литературы (проза, поэзия,   ские нормы разговорной речи и ее статус в литературном языке.
драма). Использование в языке художественной литературы всех             3. Эффективность общения. Коммуникативные стратегии и
средств литературного языка, а также элементов нелитературных      тактики. Причины коммуникативных неудач. Речевые стратегии и
вариантов русского языка. Литературное редактирование.             тактики. Понятие «субжанра» и «гипержанра».
       11. Стиль языка художественной литературы (по Г.О. Вино-          4. Основные черты языка СМИ. Социальные функции
куру). Изучение и проблема соотношения языка и стиля художе-       средств массовой информации. Прагматика и риторика дискурса в
ственных произведений и писателя. Система «3-х стилей»; столкно-   периодической печати. Речевые приемы манипулирования адреса-
вение теорий стилей в конце XVIII – начале XIX вв., жанры лите-    том. Особенности информационного поля современных СМИ.
ратуры. Поэтическая традиция и искусство в творчестве А.С. Пуш-          5. Жанровая специфика СМИ. Характеристика и компози-
кина. «Языковое новаторство» и стиль В.В. Маяковского. Понятие     ционная схема отдельных жанров (хроника, интервью, репортаж,
узуса.                                                             статья, фельетон, очерк). Образ автора в публицистике. Чередова-
       12. Соотношение разговорной и художественной речи. Осо-     ние экспрессии и стандарта как основная черта языка СМИ.
бенности стиля официально-канцелярско-деловой речи, публици-             6. Динамические процессы в языке и стиле публицистики.
стической и научной (по Т.Г. Винокур). Стилизация.                 Журналистика как полифункциональная структура. Деконструкция
       13. Стиль языка и стиль человека. Стиль языка личности.     в газетно-публицистическом стиле как результат отбора языковых
Индивидуальные стили (писателя, политика, подростка и т. д.).      средств в соответствии с задачей, стоящей перед автором. Снятие
Влияние профессии на речь человека. Типы языковых личностей.       оппозиции стандарт–экспрессия в языке современных СМИ.
       14. Теория речевых жанров (РЖ) в подходах разных авторов.         7. Тексты СМИ в парадигме культуры. Постмодернистская
Речевые жанры в понимании М. Бахтина. Первичные и вторичные        ситуация в современном медиа-тексте (техника интертекстуально-
жанры. Жанры и речевое общение. Внутрижанровые стратегии и         сти при создании текста СМИ, игровые стратегии и т. п.). Транс-
тактики в различных ситуациях общения. Анкета РЖ (по Т.В. Шме-     формация образа автора в современных СМИ. Медиа-текст в ас-
левой).                                                            пекте культуры речи.

                              65                                                                 66