Послевоенный Советский Союз (1946 - 1991гг.). Никулин В.В - 86 стр.

UptoLike

Составители: 

Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно жить, на весь век хорошо: среда,
социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чем? мы ничего не мо-
жем.
А мы можем все! но сами себе лжем, чтобы себя успокоить. Никакие не "они" во всем виноваты
– мы сами, только мы!
Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам закляпили рты, нас не слушают, не
спрашивают. Как же заставить их послушать нас?
Переубедить их – невозможно.
Естественно было бы их переизбрать! – но перевыборов не бывает в нашей стране.
На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, – но мы слишком забиты, нам это
страшно: как это вдруг – отказаться от работы, как это вдруг – выйти на улицу?
Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в горькой русской истории, – тем бо-
лее не для нас, и вправду не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда все посеянное
взошло, видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали терро-
ром, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спа-
сибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности резуль-
татов. Наши руки – да будут чистыми!
Так круг замкнулся? И выхода действительно нет? И остается нам только бездейственно ждать:
вдруг случится что-нибудь само?
Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и
упрочнять, если не оттолкнемся хотя б от самой его чувствительной точки.
От – лжи.
Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь его лицо пылает от самоуверенности, оно так
и на флаге несет, и кричит: Насилие! Разойдись, расступись раздавлю!" Но насилие быстро ста-
реет, немного лет оно уже не уверено в себе, и, чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, непре-
менно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может
держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладет насилие свою тяжелую лапу:
оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи и в этом вся верноподдан-
ность.
И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобо-
ждению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом ма-
лом упремся: пусть владеет не через меня!
И это прорез во мнимом кольце нашего бездействия! самый легкий для нас и самый разруши-
тельный для лжи. Ибо когда люди отшатываются ото лжи она просто перестает существовать. Как за-
раза, она может существовать только на людях.
Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что
думаем, – не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!
Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный при нашей проросшей органической трусости,
гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.
Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно!. Осознав, где граница лжи (для каждого
она еще по-разному видна), отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мертвых косто-
чек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья и мы поражены будем, как быстро и беспомощно
ложь опадет, и чему надлежит быть голым – то явится миру голым.
Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, ра-
зумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или при-
шла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников. И
с этого дня он:
впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляю-
щей, по его мнению, правду;
такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в
роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;
живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит,
не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
не приведет ни устно, ни письменно ни одной "руководящей" цитаты из угождения, для страховки,
для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно
сюда;