История и методология информатики и вычислительной техники. Парфенов П.С. - 86 стр.

UptoLike

Составители: 

88
массовыми микропроцессорами SuperSPARC (1992) и Pentium (1993).
Практически все современные процессоры являются такими, они
оснащены несколькими блоками выборки, декодирования,
арифметических операций и пр. В архитектуре VLIW суперскалярность
закладывается в инструкции на стадии компиляции.
CISC (Complex Instruction Set Computing) концепция
проектирования процессоров, характеризующаяся полным набором
команд. Объединение нескольких машинных операций в одной команде
позволило непосредственно поддерживать языки высокого уровня,
увеличить плотность кода и уменьшить обращения к памяти. В начале
1960-х это позволило добиться большой экономии на памяти и большей
производительности при программировании на ассемблере, т.к. языки
высокого уровня, такие как Алгол или Fortran, были не всегда доступны.
Первым представителем CISC среди компьютеров считается System/360,
среди микропроцессоров это Intel 8086 (1978) и Motorola 68000 (1979).
RISC (Reduced Instruction Set Computing) вычисления с
сокращённым набором команд. Концепция разработана независимо в
IBM (1975) и университете Беркли (1980) с целью преодоления
недостатков микропроцессоров CISC. Архитектура основана на
статистическом анализе используемых команд и операндов, развитой
регистровой архитектуре, отказе от микрокода и отказе от использования
сложных команд в пользу нескольких простых.
Архитектура RISC позволила существенно упростить структуру
процессора и получить большую производительность, чем CISC,
поэтому с 1990-х гг. почти все процессоры являются RISC или RISC-
подобными (Power), либо это CISC-процессоры с RISC-ядром (x86).
Многоядерность подразумевает использование несколько
процессорных ядер в одном корпусе (на одном или нескольких
кристаллах). Первой двухядерность применила IBM в процессорах
Power4 (2001). На данный момент массово доступны процессоры с
несколькими ядрами. В 2006 Intel продемонстрировала прототип 80-
ядерного процессора.
Кэширование это использование быстродействующей памяти
(кэш-памяти) для хранения копий блоков информации из устройств
памяти, вероятность обращения к которым в ближайшее время велика.
Идея кэширования связана с иерархией запоминающих устройств,
описанной еще фон Нейманом, но непосредственно идея была
осуществлена позднее, в 1960-х. Сам термин «кэш-память» появился в
1967 г. как обозначение высокоскоростного буфера в компьютерах
System/360. С появлением микропроцессоров кэширование оперативной
памяти на кристалле процессора стало одним из самых простых
архитектурных способов повышения производительности.
По организации регистров процессора выделяют несколько типов