ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Вместо эпиграфа
На заре современной исторической науки, в конце XVIII века, один из ее
основателей, английский просветитель лорд Болингброк писал: «Любовь к
истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому что она
неотделима от любви к самому себе. …Ребенок внимает с восторгом сказки
своей няни, он учится читать и пожирает с жадностью невероятные
легенды и
рассказы; в более зрелом возрасте он усердно занимается историей или тем, что
он принимает за историю, – официальным вымыслом; и даже в старости
желание узнать, что произошло с другими людьми, уступает лишь желанию
узнать, что произошло с нами самими. Как жаль, … что даже самая лучшая
история так редко говорит
что-либо нашему разуму! За это мы не должны
винить никого, кроме самих себя»
1
Со времени Болингброка историческая наука сильно изменилась, но в чем-
то она осталась прежней. Сегодня, когда профессиональные историки
стремятся познать законы исторического развития человеческого общества в
его целостности и многообразии, когда история все больше становится похожей
на естественные науки, оперируя статистическими, социологическими
данными, привлекательность ее для широкой публики заключается все
в том
же, – в изучении судеб людей. Состояние современной исторической науки,
продолжая аналогии Болингброка можно сравнить с восприятием молодого
человека, только вступающего в жизнь. Для него не существует авторитетов, он
все должен попробовать сам, проверить и понять. Сегодняшняя история
динамична и дискуссионна. Переломное состояние науки объясняется
переходным состоянием мировой цивилизации, становлением
постиндустриального общества, контуры которого уже определены, а вот его
параметры еще весьма расплывчаты. В сознании каждого человека существует
своя история, проблема в том, чтобы она наиболее точно отражала
объективную реальность. Изучая историю, Вы можете почувствовать дух
времен прошедших, попытаться спрогнозировать будущее и определиться в
1
Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. – М.: «Наука», 1978. – с.10
Вместо эпиграфа На заре современной исторической науки, в конце XVIII века, один из ее основателей, английский просветитель лорд Болингброк писал: «Любовь к истории кажется неотделимой от человеческой природы, потому что она неотделима от любви к самому себе. …Ребенок внимает с восторгом сказки своей няни, он учится читать и пожирает с жадностью невероятные легенды и рассказы; в более зрелом возрасте он усердно занимается историей или тем, что он принимает за историю, – официальным вымыслом; и даже в старости желание узнать, что произошло с другими людьми, уступает лишь желанию узнать, что произошло с нами самими. Как жаль, … что даже самая лучшая история так редко говорит что-либо нашему разуму! За это мы не должны винить никого, кроме самих себя»1 Со времени Болингброка историческая наука сильно изменилась, но в чем- то она осталась прежней. Сегодня, когда профессиональные историки стремятся познать законы исторического развития человеческого общества в его целостности и многообразии, когда история все больше становится похожей на естественные науки, оперируя статистическими, социологическими данными, привлекательность ее для широкой публики заключается все в том же, – в изучении судеб людей. Состояние современной исторической науки, продолжая аналогии Болингброка можно сравнить с восприятием молодого человека, только вступающего в жизнь. Для него не существует авторитетов, он все должен попробовать сам, проверить и понять. Сегодняшняя история динамична и дискуссионна. Переломное состояние науки объясняется переходным состоянием мировой цивилизации, становлением постиндустриального общества, контуры которого уже определены, а вот его параметры еще весьма расплывчаты. В сознании каждого человека существует своя история, проблема в том, чтобы она наиболее точно отражала объективную реальность. Изучая историю, Вы можете почувствовать дух времен прошедших, попытаться спрогнозировать будущее и определиться в 1 Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. – М.: «Наука», 1978. – с.10 3