ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
27
слова. Слова, которые пишутся в соответствии с традиционным
принципом, требуют запоминания: собака, жизнь, ночь, вокзал, аллея.
Традиционному принципу в русской орфографии подчиняются:
1) написание корней с чередованием (рос – рас (т), лож – лаг, клон –
клан, кос – кас, гор – гар, стел – стил, бер – бир, тер – тир): собирать –
соберу, коснуться – касаться; стелить – постилать;
2) написание слов, оканчивающихся на шипящий звук (ж, ш, ч, щ),
где буква ь пишется или не пишется по традиции: делаешь, ночь, ключ;
3) написание и после твёрдых шипящих: жизнь, хороший;
4) написание удвоенных согласных: аппетит, грамм, грамматика;
5) написание гласных букв, которое нельзя объяснить
морфологически: хороший, огурец, карман, стакан.
Дифференцирующий принцип написания является разновидностью
традиционного принципа. Он реализуется тогда, когда на письме
разграничиваются одинаково звучащие слова: балл (оценка) – бал
(танцевальный вечер); ожёг (глагол) – ожог (существительное).
§2. В качестве графической основы русской письменности
используется древнейшая славянская азбука – кириллица. Такое название
азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя
славянской письменности Константина Философа, получившего при
пострижении в монахи второе имя – Кирилл. В первоначальном виде эта
азбука включала сорок три буквы. Из них двадцать четыре были
заимствованы из греческого унциального письма. Девятнадцать остальных
букв были специально созданы с учётом особенностей звукового строя
славянских языков.
Славянская азбука, принятая в X в., уже с самого начала не вполне
соответствовала звуковому строю русской речи. Она включала буквы,
которые не были нужны в русской фонетической системе, например, юс
большой и юс малый, которые обозначали носовые гласные, к X в. уже
вышедшие из употребления. Последующие изменения в звуковом строе
еще более усложнили отношения между буквами и звуками. Но до XVIII
века русская графика не изменялась.
В начале XVIII века по указу Петра I была проведена реформа
русской графики, которая состояла в том, что из алфавита исключались
некоторые буквы (юс большой, юс малый, омега) и, вводились
дополнительные буквы (я, э, йо).
С середины XVIII в. начинает создаваться теория русского
правописания. С этого времени нормы орфографии не только стихийно
складываются и затем закрепляются в грамматиках, но и сознательно
создаются и перестраиваются. Начинаются поиски принципов
правописания. Первой попыткой найти такие принципы была работа В.К.
Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком
и российским
об ортографии старинной и новой» (1748), где отстаивается фонетический
принцип письма. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике»
(1755)отстаивал морфологический принцип.
27 слова. Слова, которые пишутся в соответствии с традиционным принципом, требуют запоминания: собака, жизнь, ночь, вокзал, аллея. Традиционному принципу в русской орфографии подчиняются: 1) написание корней с чередованием (рос – рас (т), лож – лаг, клон – клан, кос – кас, гор – гар, стел – стил, бер – бир, тер – тир): собирать – соберу, коснуться – касаться; стелить – постилать; 2) написание слов, оканчивающихся на шипящий звук (ж, ш, ч, щ), где буква ь пишется или не пишется по традиции: делаешь, ночь, ключ; 3) написание и после твёрдых шипящих: жизнь, хороший; 4) написание удвоенных согласных: аппетит, грамм, грамматика; 5) написание гласных букв, которое нельзя объяснить морфологически: хороший, огурец, карман, стакан. Дифференцирующий принцип написания является разновидностью традиционного принципа. Он реализуется тогда, когда на письме разграничиваются одинаково звучащие слова: балл (оценка) – бал (танцевальный вечер); ожёг (глагол) – ожог (существительное). §2. В качестве графической основы русской письменности используется древнейшая славянская азбука – кириллица. Такое название азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя славянской письменности Константина Философа, получившего при пострижении в монахи второе имя – Кирилл. В первоначальном виде эта азбука включала сорок три буквы. Из них двадцать четыре были заимствованы из греческого унциального письма. Девятнадцать остальных букв были специально созданы с учётом особенностей звукового строя славянских языков. Славянская азбука, принятая в X в., уже с самого начала не вполне соответствовала звуковому строю русской речи. Она включала буквы, которые не были нужны в русской фонетической системе, например, юс большой и юс малый, которые обозначали носовые гласные, к X в. уже вышедшие из употребления. Последующие изменения в звуковом строе еще более усложнили отношения между буквами и звуками. Но до XVIII века русская графика не изменялась. В начале XVIII века по указу Петра I была проведена реформа русской графики, которая состояла в том, что из алфавита исключались некоторые буквы (юс большой, юс малый, омега) и, вводились дополнительные буквы (я, э, йо). С середины XVIII в. начинает создаваться теория русского правописания. С этого времени нормы орфографии не только стихийно складываются и затем закрепляются в грамматиках, но и сознательно создаются и перестраиваются. Начинаются поиски принципов правописания. Первой попыткой найти такие принципы была работа В.К. Тредиаковского «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой» (1748), где отстаивается фонетический принцип письма. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755)отстаивал морфологический принцип.