Компьютерная графика. Конспект лекций. Поздова Т.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Таблица 2. Таблица двоичных кодов шестнадцатеричных цифр
Цифра А В С D E F
Код 1010 1011 1100 1101 1110 1111
Для изображения цифр, больших 9, в шестнадцатеричной системе счис-
ления применяются буквы A=10, B=11, C=12, D=13, E=14, F=15.
При измерении больших объемов информации используются производ-
ные единицы: 1 Кбайт = 2
10
байт = 1024 байт, 1 Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Гбайт =
1024 Мбайт, 1 Тбайт = 1024 Гбайт.
Кодирование изображений или звука более сложно. Если рассмотреть
внимательно какой-либо черно-белый фотоснимок из газеты, то можно увидеть,
что изображение составлено из множества точек (клеток) различной насыщен-
ности. Если каждой клетке (их на квадратном миллиметре девять) поставить в
соответствие число, определяющее
степень насыщенности клетки краской (на-
пример, по десяти-бальной шкале: 0 – пустая клетка, 9 – полностью закрашен-
ная клетка), то последовательность двоичных кодов всех таких чисел будет
хранить всю информацию фотоснимка. Для восстановления изображения нуж-
но добавить к этому только размеры фотоснимка.
Экран цветного телевизора содержит несколько миллионов точек (их
видно невооруженным глазом)
светящихся под действием облучения электро-
нами вещества (люминофора). Для кодирования изображения необходимо ука-
зать цифровое значение интенсивности облучения каждой точке. Точки экрана
объединены в тройки, в которых одна точка светится красным светом, другая
синим, третьязеленым. Комбинированием интенсивностей облучения трех
основных цветов получают широкую гамму цветовых оттенков.
Основы кодирования звуков и
музыки известны из школьного курса фи-
зики. Графически звуковое колебание, соответствующее звучанию одной ноты,
изображается синусоидой. Амплитуда колебания определяет силу звука (гром-
кость), а частота колебаниявысоту звука. Речь и музыка представляют собой
сумму нескольких синусоид различных амплитуд и частот. На магнитной ленте
звуковые колебания сохраняются в виде различной степени
и направления на-
магниченности поверхностного слоя ленты.
Способ цифрового кодирования звука поясним на примере. Пусть неко-
торому звуку соответствует график зависимости времени (ось абсцисс) от ам-
плитуды (ось ординат). Разбивая временную ось на маленькие участки t и из-
меряя значение амплитуды колебания в точках разбиения, получим таблицу
значений амплитуд. Эта числовая
таблица и представляет собой закодирован-
ный звук. Восстановление звука соответствует построению графика по задан-
ным точкам (чем лучше сглаживание графика, тем выше качество воспроизве-
дения). Качество цифрового кодирования звука зависит от величины t (реаль-
но это десятитысячные доли секунды) и по насыщенности звука превышает
возможности обычных магнитофонов, диктофонов и др.
Но, главное, много-
кратная перезапись информации совершенно не искажает звучания, так как на-
дежность хранения информации в компьютерах довольно высока.