Полевая фольклорная практика. Пухова Т.Ф. - 8 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

8
2. Красили или нет яйца, что с ними делали? Был ли обычай собираться
женщинам и гулять, жарить яичницу? Собирались замужние или незамужние
женщины ? Участвовали в гуляниях одни женщины или приглашали мужчин ?
Преполовение
Среда на четвертой неделе от Пасхи (середина срока между Пасхой и Троицей )
1. Был ли обычай совершать «опахивания» - в поле, на улице, вокруг села.
Для чего это делали?
2. Совершали ли общий выход в поле? С какой целью ?
Вознесение
Сороковой день от Пасхи.
1. Как готовились к празднику, что пекли? Был ли обычай выпекать обря-
довое печенье в форме лесенок ? Чем объясняли этот обычай ? Что делали с ле-
сенками (ели, разламывали и разбрасывали по полю )?
2. Совершали в этот день выход в поле?
Егорьев день
23 апреля / 6 мая.
1. Представления народа о святом Георгии - защитник земли русской , покро -
витель скота, помощник земледельца. Работали или нет в этот день?
2. Было ли освящение скота, какой скот освящали? Было ли принято в этот
день в первый раз выгонять скот на пастбище? Какие обрядовые действия бы-
ли направлены на предохранение скота от болезни, наделение его плодовито -
стью ?
3. Какова была роль пастуха? Какие работы были приурочены к этому дню ?
Какие еще названия были у этого праздника?
Троица
Пятидесятый день после Пасхи.
1. Когда начинали готовиться к празднику: как , чем украшали дома и дворы
( ветками березы , клена, травой )? Какие блюда готовили?
2. Как называлась неделя перед Троицей ? Какой день недели называли Се-
миком? Какие обряды совершали в этот день?
3. С какого дня Троицы начиналось гуляние? Существовал ли обычай на-
ряжать и носить по селу березку, что с ней после этого делали? В какой день
молодежь ходила в лес или на луг и что там делали: завивали венки, кумились ,
гадали на венках , жарили яичницу? Как происходил обряд кум - ления? Какие
песни его сопровождали? Кто мог принимать в нем участие?
4. Был ли обычай «завивать» березку, что это означало? Когда ходили «раз -
вивать» березку и кто ? Как происходил этот обряд ?
5. Существовал ли в селе обряд «крещения кукушки»? Из чего делали «ку-
кушку» , как ее наряжали, куда усаживали и какие действия совершали с ней ?
Какие песни при этом пели?
6. Различали или нет Троицу и Духов день, какой день так называли?
7. Какое время называли троицким заговеньем, русальной неделей ? Суще-
ствовал ли обряд «похорон русалки» ? Как представляли русалку, как ее наря-
жали? Где ее водили, кто ее сопровождал ? Был ли обычай водить по деревне
                                          8
   2. К расили или нет яйца, что сними делали? Бы л ли об ы чай соб ираться
женщ инам и гулять, жарить яичницу? С об ирались замужние или незамужние
женщ ины ? У частвовали вгуляниях одни женщ ины или п риглаш али мужчин?
                                  П р еполовение
С реданачетвертой неделе отПасхи (серединасрок амеждуПасхой и Т роицей )
   1. Бы л ли об ы чай соверш ать« опах ивания» - вполе, наулице, вок руг села.
Д лячего это делали?
   2. Соверш али ли об щ ий вы х од вполе? С к ак ой целью ?
                                    В ознесение
                            С орок овой деньотПасх и.
   1. К ак готовились к праздник у, что пек ли? Бы л ли об ы чай вы пек ать об ря-
довое печенье в ф орме лесенок ? Ч ем об ъясняли этотоб ы чай? Ч то делали сле-
сенк ами (ели, разламы вали и разб расы вали по полю )?
   2. Соверш али вэтотденьвы х од вполе?

                                    Е гор ьев день
                                  23 апреля/ 6 мая.
1. Представления народа о святом Георгии - защ итник земли русской, пок ро-
вительскота, помощ ник земледельца. Раб отали или нетвэтотдень?
2. Бы ло ли освящ ение скота, к ак ой скот освящ али? Бы ло ли принято в этот
день в п ервы й раз вы гонять скотнапастб ищ е? К ак ие об рядовы е действия б ы -
ли направлены на предох ранение скота от б олезни, наделение его плодовито-
стью ?
3. К ак ова б ы ла роль пастух а? К ак ие раб оты б ы ли приурочены к этому дню ?
К ак ие ещ е названияб ы ли уэтого праздник а?
                                        Т р оица
                             Пятидесяты й деньпосле Пасхи.
    1. К огданачинали готовитьсяк праздник у: к ак , чем ук раш али домаи дворы
(ветк ами б ерезы , к лена, травой)? К ак ие б лю даготовили?
    2. К ак назы валась неделя перед Троицей? К ак ой день недели назы вали Се-
мик ом? К ак ие об ряды соверш али вэтотдень?
    3. С к ак ого дня Троицы начиналось гуляние? С ущ ествовал ли об ы чай на-
ряжать и носить по селу б ерезк у, что сней после этого делали? В к ак ой день
молодежьх одилавлесили налуг и что там делали: завивали венк и, к умились,
гадали на венк ах , жарили яичницу? К ак происходил об ряд к ум-ления? К ак ие
песни его сопровождали? К то мог приниматьвнем участие?
    4. Бы л ли об ы чай « завивать» б ерезк у, что это означало? К огдах одили « раз-
вивать» б ерезк уи к то? К ак происходил этотоб ряд?
    5. С ущ ествовал ли в селе об ряд « к рещ ения к ук уш к и»? И з чего делали « к у-
к уш к у», к ак ее наряжали, к уда усаживали и к ак ие действия соверш али сней?
К ак ие песни при этом пели?
    6. Различали или нетТ роицуи Д ух овдень, к ак ой деньтак назы вали?
    7. К ак ое время назы вали троицк им заговеньем, русальной неделей? С ущ е-
ствовал ли об ряд « пох орон русалк и»? К ак представляли русалк у, к ак ее наря-
жали? Где ее водили, к то ее сопровождал? Бы л ли об ы чай водить по деревне