История экономических учений. Разнодёжина Э.Н. - 18 стр.

UptoLike

Составители: 

18
Европы развивались под влиянием господства католической
религии. Наиболее известным идеологом европейского
феодализма был католический философ-схоласт Фома
Аквинский (Аквинат, 1225-1274).
Особенностью названного периода является
формирование крупной земельной собственности, поэтому
Фома Аквинский решительно выступает за защиту частной
собственности. Земельную собственность он считает наиболее
достойным владением. Право частной собственности Фома
обосновывает необходимостью порядка в хозяйственной
жизни и обеспечения мирного сожительства людей.
Оправдывая феодальную собственность, особенно
церковную, Фома Аквинский враждебно относится к крупной
купеческой торговле и ростовщичеству, поскольку они
угрожали экономическому господству феодалов. Крупная
купеческая торговля объявляется «неугодной богу».
Социальное неравенство Фома Аквинский объяснял как
богоустановленную «иерархию форм в вещах», стремясь
увековечить сословия, отделение умственного труда и
физического.
Отмечая новые явления в развитии феодализма: рост
ремесла, торговли, кредитных отношений, развитие городов,
Фома Аквинский выступал с религиозно-этическим
обоснованием проблем обмена товаров, торговой прибыли,
процента и т.п., выдвинул теорию «справедливой цены».
Согласно Фоме Аквинскому, «справедливая цена» должна
исходить из необходимых для изготовления товара «количеств
труда и издержек», т. е. издержек на сырье, инструменты и т.п.
Постановка проблемы «справедливой цены» у канонистов
основана в действительности на понятии сословной
справедливости. Следовательно, «справедливой»