Основы программирования для автоматизированного проектирования и решения творческих задач. Романенко А.В - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

Ч а с т ь II
ПРАКТИКУМ ПО ЯЗЫКУ С
17 ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Творчество, нахождение новаторских, прогрессивных выходов из создавшейся ситуации всегда было основным условием раз-
вития общества. Уровень развития производства и нарастание информационных процессов в условиях, когда специалист не в состоя-
нии, используя традиционные методы, "переварить" такое количество информации, определяет актуальность освоения нового, более
творческого подхода к организации информационно-профессиональной деятельности. При этом конкурентоспособный специалист
должен обладать способностью к ранжированию информации, интуитивным чутьем на ее актуальность, умением в окружающей дей-
ствительности уяснить наиболее злободневную проблему и сформулировать профессиональную задачу, определить основные ин-
формационные источники.
Интеллектуальный компонент творческой деятельности можно представить в виде комбинации следующих элементов:
способности к видению проблемы, легкости и богатстве ассоциирования, гибкости мышления, легкости генерирования идей,
критичности и антиконформизме; способности к переносу знаний, умений и навыков из одной сферы знаний в другие, го-
товности памяти к обработке больших информационных массивов.
Задачи, которые нередко предлагаются в пособиях и учебниках, имеют стандартную, привычную конструкцию, подра-
зумевающую достижение искомого результата по заданной процедуре, и являются лишь слабым подобием реальных жиз-
ненных процессов. В процессе профессиональной деятельности специалист, как правило, сталкивается с производственными
ситуациями, в которых действуют неопределенные, вероятностные условия, излишние, противоречивые и недостающие
данные, когда нужно принимать решения в экстремальных условиях, связанных с ограниченностью временных, материаль-
ных и финансовых ресурсов. Производственные ситуации такого рода неизбежно возникают в условиях рыночной экономи-
ки, в процессе освоения или разработки новых производственных технологий, современного экономически выгодного и эко-
логически надежного оборудования, ведения предпринимательской и коммерческой деятельности.
"Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблем-
ной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс" (С.Л. Рубинштейн). Результаты мыслительного
анализа проблемной ситуации субъект излагает на каком-то языке (естественном или искусственном), тем самым возникает
знаковая модель проблемной ситуациизадача. На следующем этапе деятельности специалист решает сформулированную
задачу (или организует решение с помощью других людей), доказывает истинность ее решения, компетентность и качество
предпринятых при этом действий и поступков. В случае, когда задача поступает извне в уже готовом сформированном виде,
процесс мышления начинается с этапа субъективной трансформации задачи, что проявляется через стремление субъекта пе-
реформулировать ее по-своему, создать свою задачу, являющуюся как бы субъективной моделью полученной.
В основе олимпиадной задачи лежит творческая ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического проти-
воречия. Остановимся подробнее на изучении механизма творческой работы. Детерминированный процесс решения проис-
ходит не сразу, а постепенно, в виде конкретных стадий, в проявлении которых раскрываются новые условия его осуществ-
ления.
Процесс инверсионного мышления состоит из шести стадий (А.Э. Эсаулов), которые обучающийся проходит в услови-
ях учебной олиампиадной среды (см. рис. 14).
Рис. 14 Процесс инверсионного мышления