Основы программирования для автоматизированного проектирования и решения творческих задач. Романенко А.В - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

3 КОНСТАНТЫ В ЯЗЫКЕ С
Константа представляет собой языковую конструкцию, обозначающую изображение фиксированного числового,
строкового или символьного значения. Они разделены на пять групп: целые, вещественные, перечислимые, символьные,
строковые. Перечислимые константы обычно относятся к целочисленному типу данных.
Целая константа может быть десятичной, восьмеричной или шестнадцатеричной.
Десятичная константа представляет собой набор десятичных цифр, начинающийся с цифры, отличной от нуля, если
это не ноль. Отрицательные константы представляют собой константы без знака, к которым применена операция изменения
знака.
Восьмеричные константы всегда начинаются с нуля. В их записи недопустимо использование цифр 8 и 9.
Шестнадцатеричная константа начинается с сочетания '0х'. В ее состав могут входить цифры от 0 до 9 и буквы ла-
тинского алфавита от A до F (обозначающие числа от 10 до 15).
По умолчанию целочисленные константы относятся к типу int. Можно явным образом повлиять на выбор типа данных
для константы. Для этого служат суффиксы L, U и UL. Суффикс Lсоответствует типу long, Uтипу unsigned int, UL оп-
ределяет тип unsigned long.
Вещественная константа имеет другую форму представления, использующую арифметику с плавающей точкой. Кон-
станта с плавающей точкой может иметь семь частей: знак, целая часть, десятичная точка, дробная часть, признак экспонен-
ты е или Е, показатель десятичной степени, суффикс L или F. При отсутствии суффиксов вещественная константа относится
к типу double. Суффикс F относит константу к типу float, а суффикс Lк типу long double.
Перечислимые константы вводятся с помощью служебного слова enum. По существу это обычные целочисленные
константы, которым приписаны уникальные идентификаторы, не совпадающие с другими программными объектами и слу-
жебными словами. Каждой такой константе присваивается целочисленное значение. Первому идентификатору в списке при-
сваивается значение нуля, а значение каждого следующего увеличивается на единицу.
П р и м е р 1 enum {zero, one, two, three};
Это правило действует и в том случае, когда идентификаторам явно присвоены значения (enum{ten = 10, three = 3, four, five}).
Имена констант должны быть уникальными, однако к значениям констант это не относится, одно значение могут иметь не-
сколько констант. Значения перечислимых констант могут быть заданы выражениями (enum {two = 2, four = two * 2}). Для
перечислимых констант может быть введено имя соответствующего типа.
П р и м е р 2 enum tip {two = 2, tree = 3};
Строка представляет собой последовательность символов, заключенных в кавычки. Размещая строку в памяти, компи-
лятор автоматически добавляет в ее конец нулевой код ('\0').
Символьные константы представляют собой один или два символа, заключенные в апострофы. Односимвольные кон-
станты относятся к стандартному типу char. Запись кодов и символов ', \, ?, " должна начинаться с символа '\'. Последова-
тельности, начинающиеся с символа '\', называются Esc-последовательностями.
3 Esc-последовательности
\0 Null \v Табуляция вертикальная
\a Bell(звонок) \\ Обратный слэш
\b Возврат на шаг \’ Апостроф
\f Перевод страницы \” Двойная кавычка
\n Перевод строки \? Знак вопроса
\r Возврат каретки \000 Восмиричный код
\t Табуляция горизонтальная \xhh Шестнадцатиричный код
4 ЗНАКИ ОПЕРАЦИЙ
Знаки операций обеспечивают формирование и последующее вычисление выражений. Один и тот же знак операции
может употребляться в различных выражениях и по-разному восприниматься компилятором в зависимости от ситуации. Все
знаки операций по количеству операндов делят на унарные, бинарные и трехразрядные. Бинарные операции бывают сле-
дующих видов: аддитивные, мультипликативные, сдвигов, поразрядные, операции отношений, логические, присваивания,
адресной арифметики, операция "запятая".
Унарные операции (операции с одним операндом):
& получение адреса операнда;
* обращение по адресу (операндом должен быть адрес);
-/+ унарные операции изменения знака операнда ('+' – сделать
операнд положительным);
~ поразрядное инвертирование внутреннего кода скалярного
операнда;
! логическое отрицание значения операнда (применяется к
операндам скалярных типов), результат – 0 (если операнд
отличен от нуля) и 1 (если операнд равен нулю); в качестве
логических значений в языке С используются целые числа:
0 – ложь, 0 – истина;
++ увеличение скалярного операнда на 1 (инкремент); пре-