ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
31
Гуманистическая психология отказалась также от насилия и давления на
личность. Все, что идет извне и не совпадает с внутренними потребностями
личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах,
болезнях, разрыве с близкими. У К. Роджерса это нашло выражение в понятие
конгруэтности, то есть степени соответствия между сообщаемым
,
испытываемым и наличным для опыта (Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию.
Становление человека: Пер. с англ. [Текст] / К.Р. Роджерс / Общ. ред. и предисл.
Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994). В
межличностном общение насилие, контроль, давление приводят к
манипуляциям, которым гуманистическая психология противопоставила диалог,
основывающийся на доверии, открытости
и равноправии. Конечно, общение не
лишено конфликтов. Но они должны быть открытыми, не накапливаться, а
разрешаться, что и будет способствовать личностному росту партнеров и
развитию диалога.
Перенеся акцент с фиксации внешнего поведения личности (как это было в
бихевиоризме) на зависимость межличностных отношений от «личностной
зрелости» партнеров, ученые гуманистической ориентации, тем
самым, ввели
или вернули в обиход психологии многие понятия, раскрывающие суть общения-
диалога: самоактуализация, Я-концепция, эмпатия, самораскрытие,
транцендирование и другие.
Следует отметить, что представление о зрелой личности есть практически
во всех психологических теориях. Психоаналитики связывают ее с осознанием
бессознательных аспектов личности, бихевиористы – с приобретением
адекватных социальному окружению навыков поведения. Примерно
также
описывают ее и интеракционисты. Например, Т. Шибутани (Шибутани, Т.
Социальная психология [Текст]
/ Т. Шибутани / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 1998) связывает «зрелость» личности с социализацией,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- …
- следующая ›
- последняя »