ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
27
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из истории календарей
У народов мира был разный отсчёт времени. Сначала возник лунный
календарь у греков и римлян. Начало нового месяца определялось вечером того
же дня , когда восходила новая луна. Новый месяц в Греции объявлял жрец ,
который следил за новолунием на Капитолийском холме, а затем говорил об
этом народу. От одного возрождения Луны до следующего проходит около
тридцати суток (точнее, 29 дней, 12 часов 44 минуты ), так что по изменениям
Луны вели счёт дням, а потом – месяцам .
Названия месяцев были посвящены богам . Новый год начинался с марта,
который был назван в честь бога Марса, апрель (априлиси) – в честь богини
любви и красоты Афродиты , май (майус) был посвящён богине Майе, июнь – в
честь древнеримской богини плодородия , любви и хранительницы семейного
очага Юноны – жены Юпитера, июль – в честь Юлия Цезаря , август – в честь
первого римского императора Августа. В названиях остальных месяцев
остались латинские числительные : седьмой – септембер- сентябрь, восьмой –
октобер – октябрь, девятый – новембер – ноябрь, десятый – децембер – декабрь.
Последние два месяца – январь (януарис) и февраль (фебруарис) были названы
именами богов Януса и Фебруо . В 46 году до нашей эры римский диктатор
Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь -
ю л и а н с к и й - и узаконил первое января как начало нового года. В тот день
римляне приносили жертвы Янусу, дарили друг другу подарки.
В 1582 году глава католической церкви папа Грегорий 13 ввел новый
стиль календаря – г р е г о р и а н с к и й . Целью реформы было более точное
определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось
к 21 марта. Этот новый стиль был введен вместо юлианского календаря , или
старого стиля , и был постепенно принят во многих европейских странах .
Славянский календарь.
У древних славян год делился на двенадцать месяцев, в основе календаря
лежал период изменения лунных фаз . На Руси в языческий период названия
месяцев были чисто славянскими, связанными с явлениями природы : с е ч е н ь
(январь) – время вырубки леса, л ю т ы й (февраль ) – лютые морозы, березол
(март) – начинают цвести берёзы, брали сок берёзы; ц в е т е н ь (апрель) –
цветение садов; т р а в е н ь (май ) – зеленеют травы , ч е р в е н ь (июнь) –
краснеют вишни; л и п е ц (июль ) – цветение липы; с е р п е н ь (август) – от
серпа – время жатвы ; в е р е с е н ь (сентябрь) – цветение вереска, л и с т о п а д
(октябрь) – опадение листьев у деревьев; г р у д е н ь (ноябрь) - от слова груда –
мёрзлая колея на дороге ; с т у д е н ь (декабрь) – студёно, холодно . Позднее
древнеславянские названия месяцев перешли в славянские языки и сохранились
в украинском, белорусском и других языках .
Современная система семидневной недели восходит к иудейской
традиции. Христиане , следуя образцу еврейской субботы , отмечали
27 ПРИ Л О Ж Е Н И Е Изист о р ии кале н дар е й У народов мира бы л разны й отсчёт вре ме ни. Сначала возник лунны й кале ндарь у гре ков и римля н. Н ачало нового ме ся ц аопре де ля лось ве че ром того же дня , когда восходила новая луна. Н овы й ме ся ц в Гре ц ии объя вля л жре ц , которы й сле дил за новолуние м на К апитолийском холме , а зате м говорил об этом народу. О т одного возрожде ния Л уны до сле дую щ е го проходит около тридц ати суток (точне е , 29 дне й, 12 часов 44 минуты ), так что по изме не ния м Л уны ве ли счётдня м, апотом – ме ся ц ам. Н азвания ме ся ц е в бы ли посвя щ е ны богам. Н овы й год начинался смарта, которы й бы л назван в че сть бога М арса, апре ль (априлиси) – в че сть богини лю бви и красоты А фродиты , май (майус) бы л посвя щ ён богине М айе , ию нь – в че сть дре вне римской богини плодородия , лю бви и храните льниц ы се ме йного очага Ю ноны – же ны Ю пите ра, ию ль – в че сть Ю лия Ц е заря , август – в че сть пе рвого римского импе ратора А вгуста. В названия х остальны х ме ся ц е в остались латинские числите льны е : се дьмой – се пте мбе р- се нтя брь, восьмой – октобе р – октя брь, де вя ты й – нове мбе р – ноя брь, де ся ты й – де ц е мбе р – де кабрь. После дние дваме ся ц а– я нварь (я нуарис) и фе враль (фе бруарис) бы ли названы име нами богов Я нуса и Ф е бруо. В 46 году до наш е й эры римский диктатор Ю лий Ц е зарь вве л по е гипе тскому образц у точны й солне чны й кале ндарь - ю л и ан ск и й - и узаконил пе рвое я нваря как начало нового года. В тотде нь римля не приносили же ртвы Я нусу, дарили другдругу подарки. В 1582 году глава католиче ской ц е ркви папа Гре горий 13 вве л новы й стиль кале ндаря – гр е го р и ан ск и й . Ц е лью ре формы бы ло боле е точное опре де ле ние дня празднования Пасхи, чтобы ве се нне е равноде нствие ве рнулось к 21 марта. Э тот новы й стиль бы л вве де н вме сто ю лианского кале ндаря , или старого стиля , и бы л посте пе нно приня тво многих е вропе йских странах. С лавян ский кале н дар ь. У дре вних славя н год де лился надве надц ать ме ся ц е в, в основе кале ндаря ле жал пе риод изме не ния лунны х фаз. Н а Руси в я зы че ский пе риод названия ме ся ц е в бы ли чисто славя нскими, свя занны ми ся вле ния ми природы : се ч е н ь (я нварь) – вре мя вы рубки ле са, л ю т ы й (фе враль) – лю ты е морозы , бе ре зол (март) – начинаю т ц ве сти бе рёзы , брали сок бе рёзы ; ц в е т е н ь (апре ль) – ц ве те ние садов; т р а в е н ь (май) – зе ле не ю т травы , ч е р в е н ь (ию нь) – красне ю т виш ни; л и п е ц (ию ль) – ц ве те ние липы ; с е р п е н ь (август) – от се рпа– вре мя жатвы ; в е р е се н ь (се нтя брь) – ц ве те ние ве ре ска, л и сто п ад (октя брь) – опаде ние листье в у де ре вье в; гр у д е н ь (ноя брь) - отсловагруда– мёрзлая коле я на дороге ; с т у д е н ь (де кабрь) – студёно, холодно. Поздне е дре вне славя нские названия ме ся ц е в пе ре ш ли в славя нские я зы ки и сохранились в украинском, бе лорусском и других я зы ках. Совре ме нная систе ма се мидне вной не де ли восходит к иуде йской традиц ии. Х ристиане , сле дуя образц у е вре й ской субботы , отме чали
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »