Философия. Самохин К.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

23 1 4 9 1
24 5 2 5 2
25 9 6 3 6
26 3 10 7 4
27 7 4 1 8
28 1 8 5 2
29 7 2 9 6
30 10 8 3 10
1. ЗАДАНИЕ «ПРИМЕЧАНИЯ»
1. Большинство исследователей единодушны в том, что философия
1
как целостный феномен культуры
2
является созданием гения древних греков. Философия дополнила мифы
3
и религии
4
усилением рациональных
мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению
5
на основе идей
6
.
2. Если развитие древней индийской философии идёт в двух руслах (астика
1
и настика
2
), выделяемых в
зависимости от отношения к Ведам
3
, то древнекитайская философия базируется на «Книге перемен»
4
и кон-
фуцианстве
5
, идеи которого активно критикуются, особенно в даосизме
6
.
3. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов: натуралистический,
характерной чертой которого стал космологизм
1
(досократики
2
); гуманистический с его вниманием к пробле-
мам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ
3
, софисты
4
); классический с его грандиозными
философскими системами Платона
5
и Аристотеля
6
; эллинистические школы; неоплатонизм с его универсаль-
ным синтезом, доведённым до представления о Едином-Благе.
4. Средневековая философия традиционно делится на два этапа: патристику
1
и схоластику
2
. Её харак-
терной чертой стал теоцентризм
3
, а основными проблемами – «Бог и мир», «соотношение веры
4
и разума».
Если при решении первой доминировал принцип креационизма
5
, то при обсуждении второй выяснилось, что
религия не может обойтись без теологии
6
, а теологиябез философии.
5. Философия Ренессанса
1
, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к
философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриаль-
ной цивилизации
2
. Что касается принципов возрожденческого философствования (антропоцентризм
3
, гума-
низм
4
, пантеизм
5
), то можно заметить, что они образуют смысловые оси всей жизнедеятельности эпохи Воз-
рождения. Мыслители Ренессанса, «вписывая» изобретённые ими принципы философствования в контекст ан-
тичных философских систем, кардинальнейшим образом преобразовывали последние. Так называемый возрож-
денческий неоплатонизм
6
в действительности является возрожденческой философией, облачённой в неоплато-
нические одежды.
6. Для Нового времени характерны: слом феодальных отношений; гражданские войны, в которых крепнет
буржуазия; становление индустриальной цивилизации
1
; перестройка ментальности людей. Речь идёт об исто-
рическом периоде, который охватывает XVII–XVIII вв. В философии соответственно в начале и конце этого пе-
риода возвышаются фигуры Ф. Бэкона
2
и И. Канта
3
. Совместными усилиями эмпириков
4
и рационалистов
5
гносеология была превращена в хорошо развитую философскую дисциплину. Это обеспечило интересные пер-
спективы другим составным частям философии, прежде всего онтологии, этике
6
и социальной философии.
7. В XIX в. в философском отношении наибольшее внимание, по крайней мере, в континентальной части
Европы, вызвало учение И. Канта
1
, который своим анализом теории познания, этики и эстетики представил
высокие образцы мышления. Философы оказались перед трудной проблемой: как превзойти Канта, который не
сумел или же не хотел воспитать ученика, равного ему по философской одарённости. И. Фихте
2
не удаётся пре-
взойти Канта в научном отношении. Зато он ярче других восславляет идеалы активной деятельности и свободы.
Романтики во главе с Ф. Шеллингом
3
провозглашают инварианты искусства: фантазию, иронию, символичность.
Г. Гегель
4
, создав систему объективного идеализма
5
, рисует картину мирового развития. К. Маркс
6
, следуя сво-
ей теории, возглавляет движение пролетариата.
8. Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились существенные новации. В проти-
вовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности
стали представлять жизнь (философия жизни
1
), существование человека (экзистенциализм
2
). В XX в. в Гер-
мании доминировали феноменология
3
и герменевтика
4
, в Англии и США аналитическая философия
5
, во
Франции структурализм
6
, поструктурализм и постмодернизм.
9. Для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных
сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славя-
нофиловВ.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого
1
, П.А. Флоренского
2
, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева
3
, Н.О. Лосско-
Текст для большинства примечаний как в первой, так и во второй контрольных работах с небольшими исправления-
ми, дополнениями и сокращениями взят из: Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное
пособие. М., 2003; Он же. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп.
М., 2006.