Философия: семинарские занятия. Практикум. Самохин К.В - 18 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В
XVII – XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых мест выходят гносеологические про-
блемы. Это и отражено в первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэко-
на, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания нау-
ки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельностьразработку опытно-
индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составле-
ние пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально-дедуктивный метод
познания (учение об интеллектуальной интуиции и трех правилах дедукции). Заключали этот гносеоло-
гический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания.
Безусловно, онтологические проблемы не остались за пределами внимания философов этого време-
ни. Следует заметить, что спор о субстанции получил в этот период свой законченный вид и впоследст-
вии занимал мало места в философской проблематике. Это и следует определить при рассмотрении вто-
рого вопроса.
XVIII в. стал своеобразным подведением итогов предыдущего развития философии. Сенсуализм в
воззрениях Дж. Беркли и Д. Юма получил свою крайнюю форму и выразился в субъективном идеализме
(концепция репрезентативного мышления, ассоциации идей). Философы эпохи Просвещения провели ос-
новательную критику не только старого способа мышления, но и существующего в этот период феода-
лизма. Они внесли огромный вклад в становление идей правового государства и гражданского общества.
На этом и следует сделать акцент при анализе третьего вопроса.
Контрольные тесты
1 Учение о множественности субстанциймонад создал
а) Г.В. Лейбниц, в) Р. Декарт,
б) Ф. Бэкон, г) Б. Спиноза.
2 Материализм европейской философии XVII – XVIII вв. может быть охарактеризован как
а) диалектический и материалистический;
б) антропоцентрический и утопический;
в) натуралистический и органицистский;
г) метафизический и механистический.
3 Для философии Нового времени было характерно понимание мира как
а) механизма, приведенного в движение Главным МеханикомБогом;
б) организма, проходящего стадии "рождение", "расцвет", "упадок";
в) огня, вечно воспламеняющегося и угасающего;
г) хрупкого сосуда, которым нельзя манипулировать.
4 Бэкон Ф. разработал концепцию
а) четырех благородных истин; в) трех законов диалектики;
б) четырех идолов познания; г) двух первоначал бытия.
5 В философии Просвещения разрабатывались главным образом проблемы
а) метода познания; в) социально- политические;
б) структуры бытия; г) эволюции природы.
6 Знаменитое выражение Декарта, своеобразный лозунг рационализма:
а) "Познай самого себя!"
б) "Знаниесила!"
в) "Мыслю, следовательно, существую"
г) "Жизньэто страдание".
7 Спиноза Б. утверждал, что
а) материальная и духовная субстанции производны от Бога;
б) существует множество субстанциймонад;
в) есть только единая субстанцияБог, неотделимая от природы;
г) существует мир непознаваемых "вещей в себе" и познаваемых чувствами "явлений".