ВУЗ:
Составители:
Аппаратное обеспечение ПК
© 1999-2005 О. И. Шилов
13
все арифметические (сложение, вычитание, умножение и деление), но и некоторые функ-
циональные вычисления (извлечение корня, логарифмирование, нахождения тангенса и
т.п.) Вычисления с плавающей точкой интенсивно используются для создания трехмер-
ной графики, в динамичных играх, инженерных расчетах, при моделировании физиче-
ских процессов. В отличие от АЛУ, блок операций с плавающей точкой выполняет рас-
четы значительно быстрее и с большей разрядностью (точность до 18-20 значащих деся-
тичных цифр).
Первоначально микропроцессоры не имели в своем составе такого блока, но пре-
дусматривали совместную работу с отдельно устанавливаемой микросхемой арифмети-
ческого сопроцессора. Начиная с процессора i80486DX все Intel-совместимые микропро-
цессоры имеют встроенный блок операций с плавающей точкой.
♦
Кэш-память (Cash) – быстродействующая память сравнительно небольшой ёмкости,
предназначенная для ускорения обращения процессора к оперативной памяти. В кэш-
память помещаются данные и команды, которые в данный момент требуются процессору,
а также те, к которым возможно обращение в ближайшем будущем. При записи данных
сначала заполняется кэш, а затем информация переносится в ОЗУ. Вся работа с кэш-
памятью производится автоматически блоком управления памятью независимо от вы-
полняющейся программы, то есть «прозрачно». Имеется два уровня кэш-памяти: первый
(level-1, L1) и второй (level-2, L2). Кэш 1-го уровня расположен на кристалле процессора
и служит промежуточным буфером для данных и команд между регистрами процессора и
кэшем 2-го уровня. Кэш-память 2-го уровня располагалась в процессорах прежних разра-
боток (до Pentium Pro и Pentium II) на системной плате, а в современных процессорах –
непосредственно на его кристалле (что значительно увеличивает быстродействие). Объём
кэш-памяти L1 обычно 16-32 кбайт, L2 в десятки раз больше, но несколько медленнее –
128-512 кбайт (в самых производительных процессорах до 2 Мбайт). Объём и быстродей-
ствие кэш-памяти очень сильно влияет на производительность процессора и являются на-
ряду с тактовой частотой его основной характеристикой.
♦ Различные расширения процессора используются для быстрого выполнения операций
со специфическими данными. Например, набор дополнительных команд
MMX (и даль-
нейшее его расширение SIMD в Pentium II и более новых процессорах)
позволяет одной
командой обрабатывать сразу несколько байт данных (например, сложение нескольких
пар значений с ограничением по величине сверху или вычисление скалярного произведе-
ния векторов). Такие операции часто возникают при обработке звуковой и графической
информации (в совокупности называемой мультимедийной). Другое популярное расши-
рение
3D Now! (в процессорах AMD) обеспечивает высокопроизводительную обработку
трехмерной графики. Следует, однако, учесть, что преимущества в производительности
можно получить, только используя специально разработанное для этого расширения про-
граммное обеспечение (в основном игры). В противном случае дополнительные функции
процессора использоваться не будут.
4.4 Память
Памятью ЭВМ называется устройство для хранения информации, представленной в
цифровом коде. Информация в памяти может быть изменена и прочитана процессором и не-
которыми периферийными устройствами. Память ЭВМ делится на внутреннюю и внешнюю.
Память первых ЭВМ была реализована на электронных лампах, магнитных (феррито-
вых) кольцах, магнитных барабанах, магнитных лентах и даже электронно-лучевых трубках.
Затем на смену электронным лампам пришли транзисторы, а потом микромодули и микро-
схемы. Внешняя память ЭВМ первых поколений представляла собой накопители на перфо-
картах и перфолентах – затем на магнитных лентах и магнитных дисках большого диаметра.
В настоящее время внутренняя память представляет собой большие интегральные микросхе-
Аппаратное обеспечение ПК 13 все арифметические (сложение, вычитание, умножение и деление), но и некоторые функ- циональные вычисления (извлечение корня, логарифмирование, нахождения тангенса и т.п.) Вычисления с плавающей точкой интенсивно используются для создания трехмер- ной графики, в динамичных играх, инженерных расчетах, при моделировании физиче- ских процессов. В отличие от АЛУ, блок операций с плавающей точкой выполняет рас- четы значительно быстрее и с большей разрядностью (точность до 18-20 значащих деся- тичных цифр). Первоначально микропроцессоры не имели в своем составе такого блока, но пре- дусматривали совместную работу с отдельно устанавливаемой микросхемой арифмети- ческого сопроцессора. Начиная с процессора i80486DX все Intel-совместимые микропро- цессоры имеют встроенный блок операций с плавающей точкой. ♦ Кэш-память (Cash) – быстродействующая память сравнительно небольшой ёмкости, предназначенная для ускорения обращения процессора к оперативной памяти. В кэш- память помещаются данные и команды, которые в данный момент требуются процессору, а также те, к которым возможно обращение в ближайшем будущем. При записи данных сначала заполняется кэш, а затем информация переносится в ОЗУ. Вся работа с кэш- памятью производится автоматически блоком управления памятью независимо от вы- полняющейся программы, то есть «прозрачно». Имеется два уровня кэш-памяти: первый (level-1, L1) и второй (level-2, L2). Кэш 1-го уровня расположен на кристалле процессора и служит промежуточным буфером для данных и команд между регистрами процессора и кэшем 2-го уровня. Кэш-память 2-го уровня располагалась в процессорах прежних разра- боток (до Pentium Pro и Pentium II) на системной плате, а в современных процессорах – непосредственно на его кристалле (что значительно увеличивает быстродействие). Объём кэш-памяти L1 обычно 16-32 кбайт, L2 в десятки раз больше, но несколько медленнее – 128-512 кбайт (в самых производительных процессорах до 2 Мбайт). Объём и быстродей- ствие кэш-памяти очень сильно влияет на производительность процессора и являются на- ряду с тактовой частотой его основной характеристикой. ♦ Различные расширения процессора используются для быстрого выполнения операций со специфическими данными. Например, набор дополнительных команд MMX (и даль- нейшее его расширение SIMD в Pentium II и более новых процессорах) позволяет одной командой обрабатывать сразу несколько байт данных (например, сложение нескольких пар значений с ограничением по величине сверху или вычисление скалярного произведе- ния векторов). Такие операции часто возникают при обработке звуковой и графической информации (в совокупности называемой мультимедийной). Другое популярное расши- рение 3D Now! (в процессорах AMD) обеспечивает высокопроизводительную обработку трехмерной графики. Следует, однако, учесть, что преимущества в производительности можно получить, только используя специально разработанное для этого расширения про- граммное обеспечение (в основном игры). В противном случае дополнительные функции процессора использоваться не будут. 4.4 Память Памятью ЭВМ называется устройство для хранения информации, представленной в цифровом коде. Информация в памяти может быть изменена и прочитана процессором и не- которыми периферийными устройствами. Память ЭВМ делится на внутреннюю и внешнюю. Память первых ЭВМ была реализована на электронных лампах, магнитных (феррито- вых) кольцах, магнитных барабанах, магнитных лентах и даже электронно-лучевых трубках. Затем на смену электронным лампам пришли транзисторы, а потом микромодули и микро- схемы. Внешняя память ЭВМ первых поколений представляла собой накопители на перфо- картах и перфолентах – затем на магнитных лентах и магнитных дисках большого диаметра. В настоящее время внутренняя память представляет собой большие интегральные микросхе- © 1999-2005 О. И. Шилов
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »