Идеологии и идеологические течения: Классическое наследие и современность. Сирота Н.М. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

25
именно демократия, идущая на смену аристократии, способна обеспечить
максимум свободы и возможностей для развития личности, для роста
благосостояния большинства граждан.
В то же время А.Токвиль показал противоречивый характер процесса
утверждения демократии, выявил его негативные последствия: демократия, во-
первых, не гарантирует народу самое искусное правительство и. во-вторых,
создает опасность тирании большинства. Вместе с тем, по его мнению,
демократия благодаря своим уникальным достоинствам сама в состоянии
нейтрализовывать собственные недостатки.
А. де Токвиль полагал, что власть большинства должна заканчиваться
там, где начинаются права личности и права меньшинства. Для
предотвращения деспотизма большинства он считал важным расширять
непосредственное участие населения в управлении, создавать различные
добровольные ассоциации граждан, суды присяжных.
К середине Х1Х века выяснилось, что поддерживавшийся либералами
капитализм способствовал не только расширению свободы, но и усилению
эксплуатации. Поэтому либеральная мысль стала больше ориентироваться на
социальные проблемы, на принцип пользы с целью достижения счастья.
Идеолог английской либеральной буржуазии Иеремия Бентам разработал
теорию утилитаризма и с ее помощью обосновал программу демократизации
политических и правовых институтов, обеспечения политической свободы.
Задача государства, по И.Бентаму, состоит в том, чтобы на основе принципа
пользы обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Эта
цель может быть достигнута благодаря свободной конкуренции и
частнособственнической инициативе, невмешательству государства в
экономику и демократизации государственно-правовых институтов.
Либеральные идеи Нового времени отражены в политическом учении
Джона Стюарта Милля, английского утилитариста и поборника равноправия.
Согласно Дж. Миллю, либеральные свободы это, во-первых, свобода мысли и
мнений; во-вторых, свобода действия сообща с другими; в-третьих, свобода
выбора жизненных целей. Он полагал, что угроза свободе индивида исходит
как от тирании правительства, так и от тирании господствующего в стране
общественного мнения.
Подобно А. де Токвилю, Дж. Милль искал пути преодоления тирании
большинства. Чтобы предотвратить количественное возобладание невежд над
образованными людьми, он предлагал создать такую избирательную систему,
которая позволила бы последним голосовать в нескольких избирательных
округах.
Социальный акцент политических воззрений Дж.Милля особенно
проявился в его рассуждениях о роли государства. Государству следует не
удовлетворяться пассивной ролью защиты граждан, а стремиться сделать своих
подданных добрыми и просвещенными. Единственное правление, которое
может удовлетворить наиболее острые социальные потребности людей, это
правление с участием всех людей. Будущее он представлял себе как общество