Политология. Сирота Н.М. - 76 стр.

UptoLike

Составители: 

76
порождение естественных процессов;
приверженность социальной стабильности и осторожному
реформированию, отрицание революционных переворотов;
• культ сильного государства, церкви, семьи, школы, армии;
приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (слоем,
партией, индивидом).
Неоконсерватизм оформился в 60—80-х годах XX века как синтез
традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее
известные разновидности рейганизм США) и тэтчеризм
Великобритании). Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные
процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного
регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении
сферы действия конкурентных рыночных начал.
Марксизм возник в 40-х годах ХIХ века как идеология пролетариата,
сформировавшегося вследствие промышленного переворота. Это - учение: о
прогрессе как смене общественных формаций в результате роста
производительных сил; о социалистической революции как способе перехода
от старого к новому общественному строю, свободному от эксплуатации; о
сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой
пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма
безрыночного, бесклассового и безгосуцарственного общества с таким уровнем
развития производительных сил, который обеспечивает возможность
достижения всеобщего изобилия и распределения по потребностям.
О влиянии марксизма можно и должно говорить лишь конкретно-
исторически, с учетом тех общественных (экономических, социально-
классовых, политических и духовных) условий, в которых он зарождался,
утверждался и развивался. Только при таком рассмотрении будут понятны как
сильные, так и слабые стороны марксистской политической теории и практики,
как их рациональные, так и утопические аспекты.
В позитивном плане для марксизма как политической идеологии
характерны следующие особенности. Во-первых, критическая переработка в
материалистическом духе гегелевской диалектики и максимальное
использование ее возможностей для анализа политических и государственно-
правовых проблем общества. Во-вторых, диалектико-материалистическое
осмысление природного бытия политических и государственно-правовых
явлений, уяснение их действительного места в системе общественных
отношений. В-третьих, анализ государственной бюрократии как формы
политического отчуждения, а также выявление ее места и роли в жизни
общества. И, наконец, в-четвертых, разработка и апробирование на опыте ряда
революций критериев социального измерения политики (экономического,
классового и общечеловеческого).
Что касается негативных аспектов, то они связаны в значительной степени
не столько с самим марксизмом, сколько с его многочисленными
интерпретаторами, которые, с одной стороны, превратили это учение в
закостенелую догму, а с другой - невероятно исказили его подлинный смысл