Составители:
Рубрика:
6
Пособие служит продолжением предшествующих учебных изданий
кафедры в области политологии: Федосеев А.А.. Сирота Н.М. Политология.
Пособие для подготовки к экзаменам. СПб.: ИВЭСЭП, Знание. 2003; Федосеев
А.А., Сирота Н.М. Политология. Пособие для подготовки к экзаменам.-2-е изд.,
доп. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004; Сирота Н.М. Политология. Курс лекций.
СПб.: Питер. 2006; Сирота Н.М. Геополитика. Курс лекций. СПб.: Питер. 2006;
Политология: Учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Г.А.Мохоров,
Н.М.Сирота, А.Я.Донин.- СПб.: ИВЭСЭП, 2007.
ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1. Сущность, структура и функции политики
Политика (от греч. polis – город, государство) – один из наиболее
многозначных научных терминов. Существуют различные его трактовки –
субстанциональная, институциональная, правовая, этическая,
антропологическая, конфликтно-консенсусная и др.
Субстанциональная трактовка политики ориентирует на раскрытие ее
первоосновы как действий, направленных на обретение, удержание и
использование власти. Один из создателей политологии немецкий ученый
М.Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или
оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь
то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает»
1
.
Определение политики через власть характерно для Н.Макиавелли, К.Маркса,
В.Парето и многих других исследователей.
«Властное» определение политики, отражающее ее сущность и
важнейшее конституирующее начало, конкретизируется институциональным
определением. Оно характеризует политику через организации и институты, в
которых материализуется власть, и прежде всего через важнейший институт –
государство.
Согласно правовой трактовке политики, ее содержание составляет охрана
фундаментальных прав человека. В соответствии с этическим подходом
политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага.
Приверженцы антропологической трактовки политики считают ее
органически присущей человеческому роду, укорененной в самой природе
человека, в общественном разделении труда и обусловленном им
взаимодействии индивидов, у истоков этого подхода стоял Аристотель,
который рассматривал политику как форму коллективного существования
человека, высший вид человеческого общения.
Антропологические трактовки политики обогащены и дополнены ее
конфликтно-консенсусными определениями с их акцентом на противоречиях
1
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.646.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »