Субъекты политики. Сирота Н.М - 63 стр.

UptoLike

Составители: 

63
власти особенно значимо для предотвращения отчуждения граждан, для
поддержания консенсуса;
охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на
достижение политических целей. В наибольшей степени эта функция присуща
харизматическим лидерам.
Вышеупомянутый американский ученый Р.Таккер, проанализировав
теорию и практику коммунистического движения, выделил три функции
политического лидерства диагностическую, директивную и
мобилизационную. Эту типологию он рассматривает как универсальную
модель функций политического лидерства.
Диагностическая функция предполагает своевременную оценку
ситуации, определение наиболее важных проблем, выделение негативных
тенденций и установление путей их преодоления. «Диагноз» ситуации лидер
делает на основе информации, полученной от советников и помощников.
Директивная функция означает выработку линии поведения группы,
принятие решений для изменения ситуации и выбор момента начала действий.
Наконец мобилизационная функция это конкретные действия по
достижению поставленной цели, вовлечение в эту деятельность индивидов,
социальных групп, слоев.
В конкретных обществах функции лидеров зависят от уровня культуры
населения, типа политического режима, состояния экономики, наконец, от
индивидуальных качеств самих лидеров. В граждански зрелых обществах
возможности доступа к лидирующим позициям политиков-дилетантов и
популистов существенно уже, чем в традиционных и переходных обществах.
Объективно обусловленный феномен политического лидерства таит и
определенную опасность. Завышенная оценка функций и роли политических
руководителей нередко принимает форму культа. Культ наиболее характерен
для тоталитарных государств, но его элементы складывались и в странах
демократических, как это имело место во Франции во время президентства де
Голля.
Культ политических руководителей неотъемлемый элемент
сакрализации власти. По своей сути он сродни языческому идолопоклонству,
особенно в таких его атрибутах, как памятники, мавзолеи, мемориальные
комплексы, религиозные ритуалы. В тоталитарных государствах идейные
истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное
обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные
идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.
Благоприятными субъективными предпосылками культа личности
являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые
исходят из веры в «хорошего царя» или руководителя, из принятия жесткой
иерархической организации общества. Важнейшей непосредственной причиной
культа обычно служит огромная концентрация власти в руках одного человека,
тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов
своего труда, сколько от благосклонности руководства.