ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
СКОРОПИСЬ.
В XV в. появляется, а с XVI–XVII вв. становится господствующим типом письма скоро-
пись. Причиной перехода от полуустава к скорописи была та же, что при смене устава полу-
уставом – стремительное развитие бумажного делопроизводства и необходимость увеличения
скорости письма.
Отличительные признаки
скорописи:
1) письмо свободное, размашистое; буквы
непропорциональны, крючковаты, часто вы-
ходят за строку (и вверх, и вниз);
2) соседние буквы часто соединены меж-
ду собой; возникает особый тип соединения
букв – лигатура, при котором 2 соединен-
ные буквы теряют некоторые свои элементы,
превращаясь как бы в одну сложную букву;
3) одновременно существует множество
начерков одной и той же буквы; при этом
один и тот же писец мог писать одну и ту же
букву по-разному;
4) очень широко используются сокраще-
ния;
– большая часть сокращений обознача-
лась титлом над сокращаемым словом (см.
выше раздел "Надстрочные знаки");
– в текстах, представляющих собой раз-
личного рода перечни и списки (писцовые,
переписные, дозорные и тому подобные кни-
ги), в которых одни и те же слова повторя-
ются постоянно, применялся особый вид
сокращений: записывалась только первая
буква слова и обводилась кружком.
(Например: "лавка" – "л" в кружке, "двор" –
"д" в кружке, "починок" – "по" в кружке; "10
человек" – "10" и "ч" в кружке.);
5) как вариант сокращений увеличивается
количество выносных букв (так экономи-
лась бумага, и это был один из путей повы-
шения скорости письма);
– выносных букв в одном и том же слое
могло быть несколько;
– в XV–XVI вв. выносные буквы еще по-
крывались титлом, а в XVII в. титло уже не
ставилось, а сами выносные буквы во мно-
гом приобрели форму титла;
– начерк выносных букв существенно от-
личается от начерка строчных букв;
6) вариантом выносных букв были взме-
ты (взмет – это написанная без отрыва от
предыдущей буквы конечная буква слова,
вынесенная над строкой); они писались, как
правило, довольно небрежно (см. табл. ли-
гатур и взметов);
7) в скорописных текстах особенно замет-
ны индивидуальные особенности почерков;
тексты, вышедшие из-под пера одного и того же писца графически сходны между собой и от-
личаются от всех прочих текстов.
СКОРОПИСЬ. В XV в. появляется, а с XVI–XVII вв. становится господствующим типом письма скоро- пись. Причиной перехода от полуустава к скорописи была та же, что при смене устава полу- уставом – стремительное развитие бумажного делопроизводства и необходимость увеличения скорости письма. Отличительные признаки скорописи: 1) письмо свободное, размашистое; буквы непропорциональны, крючковаты, часто вы- ходят за строку (и вверх, и вниз); 2) соседние буквы часто соединены меж- ду собой; возникает особый тип соединения букв – лигатура, при котором 2 соединен- ные буквы теряют некоторые свои элементы, превращаясь как бы в одну сложную букву; 3) одновременно существует множество начерков одной и той же буквы; при этом один и тот же писец мог писать одну и ту же букву по-разному; 4) очень широко используются сокраще- ния; – большая часть сокращений обознача- лась титлом над сокращаемым словом (см. выше раздел "Надстрочные знаки"); – в текстах, представляющих собой раз- личного рода перечни и списки (писцовые, переписные, дозорные и тому подобные кни- ги), в которых одни и те же слова повторя- ются постоянно, применялся особый вид сокращений: записывалась только первая буква слова и обводилась кружком. (Например: "лавка" – "л" в кружке, "двор" – "д" в кружке, "починок" – "по" в кружке; "10 человек" – "10" и "ч" в кружке.); 5) как вариант сокращений увеличивается количество выносных букв (так экономи- лась бумага, и это был один из путей повы- шения скорости письма); – выносных букв в одном и том же слое могло быть несколько; – в XV–XVI вв. выносные буквы еще по- крывались титлом, а в XVII в. титло уже не ставилось, а сами выносные буквы во мно- гом приобрели форму титла; – начерк выносных букв существенно от- личается от начерка строчных букв; 6) вариантом выносных букв были взме- ты (взмет – это написанная без отрыва от предыдущей буквы конечная буква слова, вынесенная над строкой); они писались, как правило, довольно небрежно (см. табл. ли- гатур и взметов); 7) в скорописных текстах особенно замет- ны индивидуальные особенности почерков; тексты, вышедшие из-под пера одного и того же писца графически сходны между собой и от- личаются от всех прочих текстов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »