Послевоенный советский союз (1946 - 1953 гг.). Слезин А.А. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

2
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Тыл. Оккупация, сопротивление. М., 1993.
С. 85.
Документ 3
Из доклада А.А. Жданова
«О журналах "Звезда" и "Ленинград"»
В августе 1946 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О журналах везда" и "Ленинград"» первое
в ряду постановлений второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. С разъяснени-
ем постановления перед партийным активом и писателями Ленинграда выступил А.А. Жданов.
Сентябрь 1946 г.
Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предос-
тавление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой. Я думаю, что мне
нет нужды цитировать здесь «произведение» Зощенко «Приключения обезьяны». Видимо, вы все
его читали и знаете лучше, чем я. Смысл этого «произведения» Зощенко заключается в том, что он
изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощен-
ко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие обществен-
ные и моральные качества. Эта тема всегда у него отсутствует. Зощенко, как мещанин и пошляк,
избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Это копа-
ние в мелочах быта не случайно. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым
относится и Зощенко. <...>
... Перехожу к вопросу о литературном «творчестве» Анны Ахматовой. Ее произведения за послед-
нее время появляются в ленинградских журналах в порядке «расширенного воспроизводства». Это так
же удивительно и противоестественно, как если бы кто-либо сейчас стал переиздавать произведения
Мережковского, Вячеслава Иванова, Михаила Кузмина, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Федора Со-
логуба, Зиновьевой-Аннибал и т.д. и т.п., т.е. всех тех, кого наша передовая общественность и литера-
тура всегда считали представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве.
... Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее по-
эзии, поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее это
любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченно-
сти. Чувство обреченности, чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы,
мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой таков ду-
ховный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворян-
ской культуры, «добрых старых екатерининских времен». <...>
...Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодежи? Ничего, кроме вреда.
Эти произведения могут только посеять уныние, упадок духа, пессимизм, стремление уйти от насущных
вопросов общественной жизни, отойти от широкой дороги общественной жизни и деятельности в
узенький мирок личных переживаний. Как можно отдать в ее руки воспитание нашей молодежи?!
... Некоторые наши литераторы стали рассматривать себя не как учителей, а как учеников буржуаз-
но-мещанских литераторов, стали сбиваться на тон низкопоклонства и преклонения перед мещанской
иностранной литературой. К лицу ли нашей передовой советской литературе, являющейся самой рево-