ВУЗ:
Составители:
4
Лекция № 1
ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ
Проблемный вопрос: соотношение формационного и цивилизационного
подходов в оценке буржуазных революций Нового времени (вопрос поставлен
зарубежными учёными, в частности, "школой Анналов" и получил своё развитие
в трудах отечественных авторов А.Н. Чистозвонова, А.Д. Люблинской, М.А.
Барга, Е.Б. Черняка и др.).
Международная "школа
Анналов", анализируя причины, ход, итоги буржуазных
революций XVI - XIX вв., подвергла сомнению закономерность буржуазных
революций переходной эпохи от феодализма к капитализму. В трудах Фюре,
Рише, Коббона и др. доказывается возможность эволюционного становления
буржуазных обществ, что, однако, не исключало "множественности" революций в
Новое время: "революций Просвещения", "революций элит", "коммерческих
революций" и т.п. При
этом вовсе не отрицается формационный подход, который,
как известно, доминировал в марксистско - ленинской историографии. На Западе
высоко оценивают достижения Марксизма. "Читайте Маркса! - пишет
французский историк Февр. -Это охотно я сказал бы тому, кто обладает
необходимыми знаниями для постижения его мыслей. Читайте также и Ленина.
По своему усмотрению собирайте мёд с
этих цветов".
Классики марксизма - ленинизма убедительно показали, что революция конца
XVIII в. во Франции, включая наполеоновскую эпоху, была событием
европейского масштаба. Под её лозунгами, писал К.Маркс, происходили
преобразования всей Европы в XIX в., осуществлялся межстадиальный переход
(от мануфактурной стадии к фабрично - заводской) и утверждался в это время
промышленный капитализм на всём
европейском континенте. Но марксисты явно
игнорировали или сознательно недооценивали роль либеральных ценностей,
которые выработала эпоха Просвещения: права человека как естественные права;
суверенитет народа; равенство всех перед законом; невмешательство государства
в экономику (собственность - священный институт) и т.п.
Характеризуя интеллектуальные причины революции конца XVIII в. во Франции ,
важно определить "верхнюю" и "нижнюю
" границы распространения
просветительских идей в этой стране. Эту задачу можно решить, проанализировав
наказы всех сословий французского общества в Генеральные штаты - высший
орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов),
который действовал во Франции со времён Столетней войны (1337 - 1453 гг.).
Идеи французских просветителей, разумеется, нашли отклик не только в наказах
в Генеральные
штаты. Они пользовались колоссальным международным
авторитетом, в частности, у отцов - основателей американской нации. В свою