Архитектурно-историческая среда. Сотников Б.Е. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
телей боевой славы. Например, в 1802 г. Во время посещения Пскова
Александр I высказал пожелание, «чтоб древние градские укрепления со-
ставляющие памятники мужества и любви ко благу отечественному на-
ших предковсохраняемы быликолико возможно от истребления на-
сильственною рукою времени ...». В это же время постепенно начала от-
крываться для общества красота древнерусских крепостей. В 1819 г.
гражданский губернатор Новгорода докладывал в министерство внутрен-
них дел, что «разобрать и уничтожить сию древность было бы весьма со-
жалительно ...», в ответ на что министр признал нужным поддержание по-
чинкою крепости «как памятника древности, придающего величественный
вид Новгороду». Оценка «величественный вид» еще неразрывна с крите-
рием «древности» – представление о ценности наследия в это время еще
синкретично.
В методах подхода к сохранению и восстановлению крепостей и
других видов наследия прослеживаются общие черты. При общей хоро-
шей сохранности памятников сильно разрушенные детали вычинивались с
повторением их в прежнем виде. Так, в 1802 г. подрядчик обязался на
Спасской башне Московского кремля перебрать заново фундаменты баш-
ни, заделать трещины в стенах, отделать оконные проемы, выстлать зано-
во полы и лестницы, т. е. произвести обычный ремонт с заменой разру-
шившейся кладки новой. Однако в верхних частях здания, например, на
седьмом этаже, предусматривалось «арки же ветхие переделать вновь в
точности прежнего вида ... впереди в 8 пролетах
мерою по 16 аршин пара-
пета наглухо заделать противу старого с вырескою прежнего вида решет-
кою снаружи из белого камня». На девятом этаже: «ветхие орнаменты
снять и сделать вновь в точности противу прежнего вида, камень употре-
бить такой же величины противу прежнего» [17]. Подрядчик по указанию
архитектора И. Еготова обязался не только технически
укрепить кладку,
но и сохранить в точности «прежний вид» декоративных частей памятни-
ка. Если внешний облик Спасской башни вызывал повышенный интерес и
требовал сохранения репрезентативности центрального здания ансамбля,
то лишенные особых архитектурных «затей» прясла стен обычно перели-