ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Замена гласной на фонетически близкую: "у" на "о", "и" на "е", "ю" на "ё", "ы" на "э", "а" на "о".
Чередование гласных – дробление одного гласного звука на два.
Вставные гласные – повторение предыдущего или использование других гласных во внутрислоговых рас-
певах или словообрывах.
Работа над дикцией
Характерными особенностями певческой дикции является большая, чем при разговорной речи протяжен-
ность гласных звуков, краткое, а в отдельных случаях несколько утрированное произношение согласных.
При пении с большей активностью, чем при разговорной речи, произносятся согласные р, т, с, к, ф, х (в
том числе, если они не согласовываются).
Для достижения хорошей дикции полезно проговаривать текст произведения в темпе, ритме и характере
исполнения.
Работая над дикцией, следует помнить, что на ее качество влияет темп, ритмика, нюанс, регистровые и
тессетурные условия, степень звучности музыкального сопровождения, сценическое или хореографическое
движение.
При исполнении фольклорного материала по возможности сохраняются особенности говора и диалекта,
поскольку они, наряду с исполнительскими приемами народной вокальной школы, также являются элементами
художественной выразительности.
Таким образом, овладение навыками народного пения – процесс довольно сложный и многообразный. Он
требует внимательной вдумчивой работы над качествами голоса – дыханием, атакой дикцией, интонацией и т.д.
Литература
1. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. – М., 1989.
2. Шамина, Л. Работа с самодеятельным коллективом / Л. Шамина. – М., 1983.
3. Шацкая, В.Н. Воспитание музыкального вкуса / В.Н. Шацкая. –М., 1947.
4. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В.М. Щуров. – М., 1998.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят особенности исполнительской манеры народных певцов?
2. Укажите наиболее оптимальные условия постановки певческого аппарата.
3. Каковы особенности звукоизвлечения в народной певческой традиции?
4. На что следует обращать внимание при распевании народного хора?