ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3
Теоретическая информация
Концепт «круг» является одним из самых представительных по
семантической разветвленности и концептуальной значимости в языковом
сознании. Исследования показывают, что лексические концепты понятия
«круг» вычленяют большой фрагмент семантического пространства языка ,
захватывая концептуально - семантические пространства большого количества
лексических единиц, денотаты которых могут быть соотнесены с концептом
круга по принципу «фамильного сходства». Примечательно, что на уровне
обыденного сознания прилагательным «круглый» принято определять форму
любых предметов, образующих , по словам Вл. Даля , круг по плоскости или по
очерку, окружности: круглое тело, шар, а в обиходной речи и все тела , близкие
к шару (арбуз , голова и т. д.).
Исходную семантическую экспозицию понятия круга в языке можно
составить на основе данных, выявляющих онтологический статус
мифологического концепта круга, свойственного архаическому сознанию . В
мифологическом сознании кругу приписывались особые магические свойства .
Наряду с солярной символикой в эпоху неолита в мифологии разных народов
круг был символом богини неба. Ввиду того, что круг был символом
почитавшейся богини , место, на котором совершалось богослужение,
очерчивалось кругом . У друидов храм представлял собой круглую площадку,
окруженную кольцом камней . У восточных славян языческими святилищами
служили круглые в плане открытые площадки. В средневековых горных
поселениях индейцев юго-запада США жилища прямоугольные в плане , а
святилища круглые. В Китае круглые храмы были посвящены небу. С формой
давно исчезнувших архаических храмов неба, видимо, генетически связана
форма античных ротонд и круглых христианских церквей . Слова «церковь»,
kirche, church происходят от греческого kirkus, латинского cirkus “круг” (Голан
1993). Круг , как и сфера , считался совершенной фигурой , поэтому и человек, и
Бог могли изображаться в виде этой совершенной фигуры .
Круг – это один из древнейших символов, выражающий космологические
представления людей прежних эпох . Этимологические исследования
свидетельствуют о том , что идея круга отразилась в номинации пространства -
времени , например, в названии вселенной в др.-исл. heimskringla «круг земной»,
в др.-в.-нем . uuoroltring, uuerlt-ring «круг мира», erda-ring «круг земной».
Примечательна отмечаемая Т .В .Топоровой (1994) попытка новой
этимологизации слова «мир» – др.-исл. verold, др.-англ. weorld (и.-евр. uer-lo-ti
«совокупность вращающихся предметов, универсум», и.-евр. uer- «вращаться»).
Круг как символ святости и основной Принцип существования Вселенной
соотносится этимологически с выражением идеи Божественного слова : лат.
rudere «реветь» , но нем. rund, англ. round «круглый», др.-англ. maeplian
«говорить», но др.-инд . mandala «круг», и.-евр. uer- «говорить», но др.-инд .
vartula «круглый» и др. (Маковский 1996).Круг - это по существу первичная
топологическая схема пространства мира . «Круг земной под куполом неба –
таков мир людей и богов языческой эпохи» (Гуревич 1984: 65).
3 Те ор е т иче ск аяинфор м ация К онцепт «круг » я вля ется одним из са мы х предста вительны х по сема нтической ра зветвленности и концептуа льной зна чимости в я зы ковом созна нии. И сследова ния пока зы ва ю т, что лексические концепты поня тия «круг » вы членя ю т больш ой ф ра г мент сема нтическог о простра нства я зы ка , за хва ты ва я концептуа льно-сема нтические простра нства больш ог о количества лексических единиц, денота ты которы х мог ут бы ть соотнесены с концептом круг а по принципу «ф а мильног о сходства ». Примеча тельно, что на уровне обы денног о созна ния прила г а тельны м «круг лы й » приня то определя ть ф орму лю бы х предметов, обра зую щ их, по слова м В л. Д а ля , круг по плоскости или по очерку, окруж ности: круг лое тело, ш а р, а в обиходной речи и все тела , близкие к ш а ру(а рбуз, г олова и т.д.). И сходную сема нтическую э кспозицию поня тия круг а в я зы ке мож но соста вить на основе да нны х, вы я вля ю щ их онтолог ический ста тус миф олог ическог о концепта круг а , свой ственног о а рха ическому созна нию . В миф олог ическом созна нии круг у приписы ва лись особы е ма г ические свой ства . Н а ря ду с соля рной символикой в э поху неолита в миф олог ии ра зны х на родов круг бы л символом бог ини неба . В виду тог о, что круг бы л символом почита вш ей ся бог ини, место, на котором соверш а лось бог ослуж ение, очерчива лось круг ом. У друидов хра м предста вля л собой круг лую площ а дку, окруж енную кольцом ка мней . У восточны х сла вя н я зы ческими свя тилищ а ми служ или круг лы е в пла не откры ты е площ а дки. В средневековы х г орны х поселения х индей цев ю г о-за па да СШ А ж илищ а пря моуг ольны е в пла не, а свя тилищ а круг лы е. В К ита е круг лы е хра мы бы ли посвя щ ены небу. С ф ормой да вно исчезнувш их а рха ических хра мов неба , видимо, г енетически свя за на ф орма а нтичны х ротонд и круг лы х христиа нских церквей . Слова «церковь», kirche, church происходя тотг реческог о kirkus, ла тинског о cirkus “круг ” (Гола н 1993). К руг , ка к и сф ера , счита лся соверш енной ф иг урой , поэ тому и человек, и Бог мог ли изобра ж а ться в виде э той соверш енной ф иг уры . К руг – э то одиниз древней ш их символов, вы ра ж а ю щ ий космолог ические предста вления лю дей преж них э пох. Э тимолог ические исследова ния свидетельствую т о том, что идея круг а отра зила сь в номина ции простра нства - времени, на пример, в на зва нии вселенной в др.-исл. heimskringla «круг земной », в др.-в.-нем. uuoroltring, uuerlt-ring «круг мира », erda-ring «круг земной ». Примеча тельна отмеча ема я Т .В .Т опоровой (1994) попы тка новой э тимолог иза ции слова «мир» – др.-исл. verold, др.-а нг л. weorld (и.-евр. uer-lo-ti «совокупность вра щ а ю щ ихся предметов, универсум», и.-евр. uer- «вра щ а ться »). К руг ка к символ свя тости и основной Принципсущ ествова ния В селенной соотносится э тимолог ически с вы ра ж ением идеи Бож ественног о слова : ла т. rudere «реветь», но нем. rund, а нг л. round «круг лы й », др.-а нг л. maeplian «г оворить», но др.-инд. mandala «круг », и.-евр. uer- «г оворить», но др.-инд. vartula «круг лы й » и др. (М а ковский 1996).К руг - э то по сущ еству первична я тополог ическа я схема простра нства мира . «К руг земной под куполом неба – та ков мир лю дей и бог ов я зы ческой э похи» (Гуревич 1984: 65).