Практикум по выразительному чтению. Часть I. Вахтель Н.М - 30 стр.

UptoLike

Рубрика: 

30
Логическое ударение
При чтении авторского художественного текста приходится
вдумываться, чтобы определить: что именно хотел сказать автор? В этом
случае часто возникают сомнения и колебания, а при неточной передаче
авторской мысли и ошибки.
Длительное наблюдение за расстановкой логических ударений
привело к определению некоторых закономерностей, которые полезно
знать, чтобы быстрее и точнее найти его в любом исполняемом тексте.
1. Правило о новом понятии.
Если в тексте впервые называется какой-нибудь предмет, лицо или
явление, которые имеют значение для последующего изложения, то слова,
обозначающие этот предмет, лицо или явление, выделяются логическим
ударением. При повторении их они уже не выделяются.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
(А Пушкин. Полтава)
2. Правило о противопоставлении.
Если мысль автора построена на явном или крытом
противопоставлении одного лица, предмета или явления другому, то
ударение получают именно те слова, которые обозначают эти
противопоставляемые лица, предметы или явления .
Не серна под утес уходит ,
Орла послыша тяжкий лет;
Одна в сенях невеста бродит .
(А . Пушкин. Полтава)
К .С. Станиславский:
Ударение указательный палец, отмечающий самое главное слово
во фразе или такте! В выделяемом лове скрыта душа, внутренняя
сущность, главные моменты подтекста.
3. Правило о сравнении.
Ели мысль, выраженная во фразе , построена на равнении, то
логическим ударением выделяются слова, обозначающие сравниваемые
предметы, лица, действия или понятия .
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
( М . Ю . Лермонтов. Бородино)
шло время , и вот город стал чернеть, как труп , и, точно
погребальные свечи , зажглись над ним звезды.
(М . Горький. Сказки об Италии)
4. Правило о многословном понятии.
Если понятие выражено несколькими словами, то ударением
выделяется лишь одно из этих слов, обычно последнее. При сочетании
собственного имени с нарицательным подчеркивается собственное :