Практикум по выразительному чтению. Часть II. Вахтель Н.М - 2 стр.

UptoLike

Рубрика: 

2
Тема 3
ПОДТЕКСТ
(Образное видение. Словесное действие.
Эмоциональное состояние)
За словами художественного текста обычно скрывается «подтекст»:
зрительные образы, цели и намерения автора по отношению к читателю
или слушателю, его эмоциональное состояние в момент создания текста. В
понятие выразительное чтение входит передача подтекста, в основном,
средствами голоса, жестами и мимикой.
Рассмотрим компоненты, составляющие подтекст, более подробно.
Образное видение. В естественной речи говорящий всегда видит
внутренним взором то, о чем он говорит . Даже за очень кратким
сообщением, например: «Вчера мы ходили в лес», стоит развернутая
«картинка»: как добирались до леса, как шли по нему (по тропинке, по
дороге, прямо под деревьями), как выглядели деревья зеленые , желтые ,
какие они были дубы, клены, березы и т . д. В словах сообщения ничего
этого нет, нет никакой картинки, но на интонации сообщения
переживаемые говорящим воспоминания обязательно скажутся. Совсем не
безразлично, была ли прогулка по лесу приятной, желанной или
вынужденной, принудительной, принесла она отдых или утомила и т. д.
Иначе обстоит дело при чтении готового авторского текста.
Механическое озвучивание написанных слов не обеспечивает
выразительного чтения , потому что читающий не имеет перед своим
внутренним взором никакой картинки. С первого ознакомления с текстом
не может получиться никакого выразительного чтения , так как читающий
еще сам не знает, о чем пойдет речь . Только прочитав текст до конца,
поняв его во всех деталях, пережив изложенные в нем события , представив
себе картины, описываемые в рассказе , и удерживая их перед своим
мысленным взором, можно прочитать текст выразительно, т . е.
максимально близко к естественной речи с ее живыми интонациями. Вот
почему, произнося слова текста, читающий должен мысленно опираться на
образное видение того содержания , о котором рассказывает. Тогда у него
появятся живые интонации, создающие «подтекст» словесно не
выраженное , но интонационно передаваемое дополнительное к словам
содержание.
Упражнение 85. Прочтите отрывки. В пейзажных зарисовках
следующих текстов краски, звуки, запахи нарочито сгущены, что
позволяет даже нетренированному уху и глазу услышать и увидеть
созданную автором словесную картину. Расскажите, что вы видите при
чтении этих текстов.
1. Особенно хороши были на окраинах илистые пруды. Сквозь их
зеленую , как оливковое масло, воду поблескивали затопленные жестянки.
                                             2

                                             Те м а 3
                                          П ОДТЕК С Т

                        (Образное ви де ни е . С лове сное де й стви е .
                              Эм оци ональное состояни е )

         За с л овами художе с т ве нного т е к с т а обычно с крывае т с я «подт е кс т »:
зрит е л ь ные образы, ц е л и и наме ре ния авт ора по от ноше нию к чит ат е л ю
ил и с л ушат е л ю , е го эмоц ионал ь ное с ос т оя ние в моме нт с оздания т е кс т а. В
поня т ие выразит е л ь ное чт е ние входит пе ре дача подт е к с т а, в ос новном,
с ре дс т вами гол ос а, же с т ами и мимикой.
         Рас с мот рим компоне нт ы, с ос т авл я ю щ ие подт е кс т , бол е е подробно.
         Образное ви де ни е . В е с т е с т ве нной ре чи говоря щ ий вс е гда видит
внут ре нним взором т о, о че м он говорит . Даже за оче нь крат к им
с ообщ е ние м, наприме р: «Вче ра мы ходил и в л е с », с т оит разве рнут ая
«карт инка»: к ак добирал ис ь до л е с а, как шл и по не му (по т ропинке , по
дороге , пря мо под де ре вь я ми), к ак выгл я де л и де ре вь я — зе л е ные , же л т ые ,
какие они был и — дубы, кл е ны, бе ре зы и т . д. В с л овах с ообщ е ния ниче го
эт ого не т , не т никакой карт инки, но на инт онац ии с ообщ е ния
пе ре живае мые говоря щ им вос поминания обя зат е л ь но с кажут с я . Совс е м не
бе зразл ично, был а л и прогул к а по л е с у прия т ной, же л анной ил и
вынужде нной, принудит е л ь ной, прине с л аонаот дых ил и ут омил аи т . д.
         Иначе обс т оит де л о при чт е нии г от ового авт орс к ого т е к с т а.
М е ханиче с к ое       озвучивание       напис анных с л ов не               обе с пе чивае т
выразит е л ь ног о чт е ния , пот ому чт о чит аю щ ий не име е т пе ре д с воим
внут ре нним взором ник акой карт инк и. С пе рвого ознакомл е ния с т е к с т ом
не може т пол учит ь с я никак ого выразит е л ь ного чт е ния , т ак к ак чит аю щ ий
е щ е с ам не знае т , о че м пойде т ре чь . Тол ь к о прочит ав т е кс т до конц а,
поня в е го во вс е х де т ал я х, пе ре жив изл оже нные в не м с обыт ия , пре дс т авив
с е бе к арт ины, опис ывае мые в рас с казе , и уде рживая их пе ре д с воим
мыс л е нным взором, можно прочит ат ь т е к с т выразит е л ь но, т . е .
макс имал ь но бл изк о к е с т е с т ве нной ре чи с е е живыми инт онац ия ми. Вот
поче му, произнос я с л оват е кс т а, чит аю щ ий дол же н мыс л е нно опират ь с я на
образное виде ние т ого с оде ржания , о к от ором рас с к азывае т . Тогда у не го
поя вя т с я живые инт онац ии, с оздаю щ ие «подт е кс т » — с л ове с но не
выраже нное , но инт онац ионно пе ре давае мое допол нит е л ь ное к с л овам
с оде ржание .
         Уп раж не ни е 85. П рочт ит е от рывк и. В пе йзажных зарис овках
с л е дую щ их т е к с т ов крас ки, звук и, запахи нарочит о с г ущ е ны, чт о
позвол я е т даже не т ре нированному уху и гл азу ус л ышат ь и увиде т ь
с озданную авт ором с л ове с ную карт ину. Рас с к ажит е , чт о вы видит е при
чт е нии эт их т е кс т ов.
         1. О с обе нно хороши был и на окраинах ил ис т ые пруды. Сквозь их
зе л е ную , к ак ол ивк овое мас л о, воду побл е с к ивал и зат опл е нные же с т я нки.