Антропологические концепции современной науки. Ч.1. Палеоантропология. Владимирова Э.Д. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

18
3. «Двойственная», говоря словами Аристотеля, «природа человека» объясняется в
современной науке следующими обстоятельствами:
а) в своей повседневной социальной практике человек вынужден совершать выбор из двух
противоречивых устремлений: инстинктивного и культурного. Причина подобной
двойственности состоит в том, что истинная природа человека, доставшаяся ему «по
наследству» от его биологических предков-обезьян, противостоит требованиям культуры;
б) во-первых, человек живет в соматической (телесной) реальности, то есть
приспосабливается и действует в соответствии с биологическими потребностями телесной
сущности Homo sapiens’a , в которую воплощена душа человека. Такими потребностями
могут являться голод, жажда, потребность в отдыхе и т.п. Во-вторых, человек живет в
социальной реальности, то есть действует в соответствии с потребностью признания своих
желаний, поступков, оценок со стороны общества.
4. Объектом какой-либо науки, включая антропологию, является:
а) список вопросов и проблем, стоящий перед данной наукой;
б) теории, концепции, подходы, позволяющие строить научные модели, планировать
наблюдения и эксперименты, объяснять полученные данные и задавать новые вопросы;
в) область реальной действительности, с которой имеет дело данная наука.
5. Предмет какой-либо науки, включая антропологию, – это
а) проблемы и вопросы, интересующие данную научную дисциплину;
б) методология науки (философское учение о наиболее общих способах организации
процесса познания и построения теоретической деятельности), методы, используемые
данной наукой, а также конкретные методики получения опытных данных;
в) категориальный аппарат данной науки: её основные аксиомы, понятия и термины,
входящие в состав научных моделей, принятых большинством теоретических школ и
направлений.
6. Научный метод, в отличие от конкретной методики, – это
а) технические навыки, принципы, правила и способы организации процесса получения
конкретных эмпирических (опытных) данных;
б) путь к познанию, заданный
гипотезой, совокупность приемов теоретического освоения
действительности.
7. Объектами антропологии могут являться
а) человек и человечество в целом;
б) эволюция человека;
в) соматические конституции современных людей;
г) антропосоциогенез.
8. Антропологию в современной науке принято условно делить на описательную и
объясняющую. В описательной антропологии основой для объединения знаний о человеке и
человечестве является
философия. Функции философии, в этом контексте, заключаются в
следующем:
а) задает концептуальный аппарат науки, предлагает теоретический подход к постижению
предмета (к примеру, в антропологии такими теоретическими подходами могут быть
эволюционный, сравнительный, и т.п.);
б) обеспечивает системность в постижении изучаемого объекта, как части реальности, и
предмета, как совокупности изучаемых проблем.