Антропология. Владимирова Э.Д. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

27
поведения, а мифы - архетипические узаконивания”, - пишут Э.Сэмьюэлз,
Б.Шортер и Ф. Плот.
Юнг выделил следующие свойства архетипов: бессознательность,
универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность.
(Исследованием работ Юнга занимался, в частности Э. Сэмьюэлз).
11
Универсальность архетипов - это способность архетипов любой конкретный
индивидуальный опыт организовывать согласно структурам, уже заложенным в
психике. Например, новорожденный ребенок не знает понятий
хорошее”(“приятное”), “плохое”(“болезненное”), “мать”, но тем не менее
новорожденный ребенок структурирует свой опыт в соответствии с образом
Великой матери , кормящей и дающей жизнь и одновременно фрустрирующей.
Коллективность
, как свойство архетипов, заключается в том, что они принадлежат к
части психики, которая является общей для всех. Некоторые первичные фантазии,
вытекающие из архетипических образов, рождаются не из реальных переживаний
индивида, а являются проекцией личности на коллективные переживания.
Например, фантастические переживания катастрофы, потопа, мировой войны,
могут появиться у людей, которые ведут
исключительно спокойный и размеренный
образ жизни и которые в реальной жизни никогда ни с чем подобным не
сталкивались. Глубина архетипов отражает их свойство образовывать самый
основной, более не редуцируемый уровень бессознательной психики. Все
образные системы и конкретные фантазии человека первоначально породились из
первичных образов и могут быть упрощены до архетипов. Например
, тоска по
Родине метонимически отражает тоску по Великой матери, тоска по прошлому -
это метафорические воспоминания о счастливом раннем детстве, в котором было
достигнуто (в воображении) состояние гармонии с Самостью и т.д. Автономность
архетипов - свойство архетипов порождать архетипические образы независимо,
без предупреждения”, без видимой причины и без контроля со стороны
сознательной психики. Под нуминозностью Юнг понимал свойство собирательного
характера. Нуминозность - фактор, не зависящий от произвольного акта воли, в
случае переживания нуминозности субъект переживает впечатление действия
трансцедентной [выходящей за пределы опыта] силы, столкновения с мощью,
заключающей в себе еще не раскрытый, влекущий и роковой смысл. Часто при
столкновении с архетипической нуминозностью
человек переживает религиозные
(“пиковые в терминологии гуманистической психологии) переживания, как
переживания присутствия смысла.
Теория архетипов Юнга берёт свое начало в традиции платонизма, которая
предполагает, что идеи присутствуют в высшем разуме и служат моделями всех
сущностей человеческого космоса. Представления Юнга можно сравнивать с
понятиями структуралистов: архетипические матрицы аналогичны
бессознательным формам (структурам), они изначально наличествуют в разуме
и определяют механизм человеческих реакций на воздействия природной
и
культурной внешней среды”, - считают Э.Сэмьюэлз, Б.Шортер и Ф.Плот.
Ассоциация (лат. ассоциацио - соединение) - психологическое сближение,
процесс спонтанного образования связей, возникающихпри определенных
условиях между двумя или более психическими образованиями - ощущениями,
восприятиями, идеями, образами, фантазиями. Различают ассоциирование по
смежности (в пространстве и во времени), сходству и контрасту”. (**).
Ассоциирование
происходит сообразно определенным индивидуальным и
коллективным темам, мотивам”. <...> “Как бы свободно ассоциации не приходили,
они психологически связаны в смысловую последовательность”.
12
11
Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. - 443 с.
12
Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф., Указ . соч., с.32.