Динамический диапазон цифровых аудио трактов. Вологдин Э.И. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

10
При записи симфонической музыки иногда приходиться иметь запас до 20…30 дБ. Запас
динамического диапазона снизу предотвращает возможность тихих пассажей оказаться
ниже уровня шума и, тем более, ниже порога слышимости.
В цифровых трактах верхняя граница динамического диапазона ограничивается
уровнем сигнала 0 дБ FS. Без использования технологии Dithering нижняя граница
динамического диапазона ограничивается уровнем
1
AA
L / DR
.
При q = 8 бит он равен минус 48 дБ, а при q = 16 бит – минус 96 дБ. Неизбежный шум
тракта повышает этот уровень.
Интегральный уровень шума минус 93,7 дБ это много или мало. Важно насколько
этот уровень превышает порог слышимости. С использованием технологии Dithering шум
квантования становится белым шумом, порог слышимости которого равен 4 дБ SPL . Это
значит, что вблизи 3 кГц шум квантования при q = 16 бит будет превышать порог
слышимости на 22,3 дБ (рис.11). Как видно из этого рисунка, для того чтобы шум
квантования был не слышен требуется использовать 20-разрядное квантование.
4. Расширение динамического диапазона c использованием технологии Dithering
Для расширения динамического диапазона ИКМ тракта с квантователем типа Mead-
Tread без увеличения числа разрядов и частоты дискретизации разработано множество
специальных алгоритмов. Например, запись в студии осуществляется с использованием
20 или 24- разрядов, а затем цифровые данные реквантуются до 16 разрядов с
применением технологий Dithering или Noise Shaping.
Технология Dithering реализуется двумя путями. Первое, при квантовании
аналоговых сигналов к ЗС добавляется небольшой аналоговый шум. Более часто эта
технология используется при реквантовании цифровых ЗС, когда производится
уменьшение числа разрядов кодовых слов. В этом случае в технологии Dithering
применяется цифровой шум. В настоящее время исходная запись в студии
осуществляется с 24 разрядами, а затем производиться реквантование, обычно до 16
разрядов, как это принято в стандарте CD. При этом качество такого CD по шумам
соответствует 20- разрядной записи.
В процессе реквантования чаще применяют операцию truncating, при которой просто
отбрасываются младшие разряды кодовых слов. В этом случае в выходном сигнале
Рис.11. Пороги слышимости шума квантова-
ния в зависимости от числа разрядов