Составители:
Рубрика:
49
аппаратуры. Если не использовать динамическую обработку и передавать полностью
натуральный динамический диапазон оркестра (70…80 дБ), то чтобы не мешали шумы
помещения, уровень сигнала пианиссимо должен быть не ниже 40 дБ SPL. Фортиссимо
при этом будет достигаться при уровне звукового давления 120 дБ SPL, что близко к
болевому порогу.
Динамическая обработка звуковых сигналов позволяет слушать радио и
телевизионные передачи со звуковым давлением не выше 100 дБ SPL в обычных жилых
помещениях, в которых обычно уровень шума не менее 40…50 SPL и, даже в
автомобилях, где уровень шума значительно больше. Без такой обработки при пиковом
звуковом давлении не выше 80 дБ SPL (как в театре) звукозаписи можно было бы
слушать только в полной тишине, закрыв окна и двери, иначе любой посторонний шум
заглушит тихие места фонограммы.
Динамическая обработка звуковых сигналов производиться с помощью лимитеров,
максимайзеров, компрессоров, экспандеров и гейтов. Это все пороговые устройства, в
которых при достижении сигнала установленного уровня их коэффициент передачи
меняется скачком. Таким способом можно как сжать, так и расширить динамический
диапазон сигнала. В системах передачи звуковых сигналов по линиям связи сокращение
и обратное расширение динамического диапазона производится с помощью
компандерной системы компрессирования. На входе линии устанавливается компрессор,
а на выходе – экспандер, поэтому в такой системе сигнал компрессирован только в линии
связи. Названия приборов такие же, как и при динамической обработке, но принцип их
работы совершенно иной, на это нужно обратить внимание.
4.2. Динамический диапазон сигналов и трактов
Человек слышит звук в чрезвычайно широком диапазоне звуковых давлений. Этот
диапазон простирается от абсолютного порога слышимости до болевого порога 140 дБ
SPL относительно нулевого уровня, за который принято давление 0,00002 Па (рис.5.2.).
Зона риска на этом рисунке обозначает область звуковых давлений, которые при
длительном воздействии могут привести к полной потери слуха. Болевой порог для
тональных звуков зависит от частоты, для звуков с произвольным спектром за болевой
порог принят уровень давления 120 дБ SPL.
В тишине чувствительность слуха человека повышается, а в атмосфере громких
звуков – понижается, слух адаптируется к окружающей звуковой среде, поэтому
Рис. 5.2. Области слышимости слуха
Болевой порог
Абсолютный порог
слышимости
Зона риска потери слуха
Музыка
Речь
Частота тональных звуков, кГц
Болевой порог по музыке
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- …
- следующая ›
- последняя »