Слух и восприятие звука. Вологдин Э.И. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Амплитудная и частотная модуляция звука могут иметь как положительное, так и
отрицательное значения. Поэтому вопрос, что лучше высокая или низкая
разрешающая способности не имеет однозначного ответа. В музыке для обогащения
звучания часто используется преднамеренная амплитудная и частотная модуляция
(тремоло, амплитудное и частотное вибрато).
С другой стороны, из-за несовершенства технической аппаратуры записи и
воспроизведения звука имеет место паразитная амплитудная и частотная модуляция,
например, детонация в магнитофонах, которая резко ухудшает качество звучания.
Желательно, чтобы такая паразитная модуляция была незаметна на слух. В какой то
мере это реализуется выбором частоты модуляции и ограничением ее глубины ниже
порога слышимости. В музыке частота модуляция должна быть ближе к 4 Гц, а в
магнитофонах – как можно выше или ниже этой частоты.
17. Бинауральный слух
Бинауральным слухом называется его способность определять направление
прихода звуковой волны, т.е. локализовать положение источника звука в
пространстве. Эта способность достигается благодаря пространственной не
совмещенности двух ушей в сочетании с экранирующим влиянием головы. Поэтому
всегда имеет место не идентичность возбуждения правого и левого уха. Этот факт
обеспечивает человеку возможность воспринимать пространственный звуковой мир и
оценивать перемещение источников звука в этом пространстве.
К числу основных свойств бинаурального слуха можно отнести:
пространственную локализацию
эффект предшествования,
бинауральное суммирование громкости,
бинауральную демаскировку.
Такие возможности слуха достигаются благодаря 3 факторам:
1. Временным возникающим из-за несовпадения моментов воздействия
одинаковых фаз звука на левое и правое ухо.
2. Амплитудным – возникающим из-за неодинаковой величины звуковых
давлений на левое и правое ухо вследствие дифракции звуковой волны вокруг головы,
например, образования акустической тени со стороны обратной источнику звука.
3. Спектральным возникающим из-за разницы в спектральном составе звуков,
воспринимаемых левым и правым ухом, вследствие не одинакового экранирующего
влияния головы и ушных раковин на НЧ и ВЧ составляющие спектра сложного звука.
Локализация источников звука. Прослушивая звучание симфонического оркестра
в концертном зале слушатель отчетливо воспринимает и разделяет расположение
инструментов в горизонтальной плоскости на сцене, их расположение по глубине, а
также ощущает пространственность звукового образа. Механизмы локализации
источников звука по глубине, в горизонтальной и вертикальной плоскостях
различаются.
Азимутальная локализация источников звука. Если под некоторым углом ϕ к
медианной плоскости головы 1-1 слушателя находится источник звука (рис.28), то
фронтальная локализация включает определение азимута (угла ϕ) и расстояния l до
источника звука. Вследствие дифракции звуковой волны вокруг головы слушателя и
частотно-зависимого затухания этой волны с расстоянием звуки к правому и левому
ушам слушателя приходят не одинаковыми. Они отличаются по уровню интенсивности
31