Литература русского зарубежья Дальнего Востока. Якимова С.И. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

снегу такой чистенький, такой близкий, под сияющим золотом колоколен, на
берегу лазоревой Ангары, лежал утренний Иркутск... Словно и не было
гражданской войны, словно не было невозможности прямо скатиться туда с
лесистых склонов, явиться в уют и налаженную жизнь города...»
13
. Но грезы
художника далеки от реальной жизни. «Нет, нельзя, – обрывает свои
фантазии автор, – и вот свидетели этого. Среди зеленых сосен, на
девственном снегу, в только что захваченной в Иннокентьевском желтой
теплой одежде раскидано восемь убитых-зарубленных. Один еще дышал и на
его раскрытом горле, как безжалостные розы, вскипали огромные пузыри
ало-красной крови, чтобы сейчас же лопнуть и мелкими рубинами осыпать
сияющий снег»
14
. Оксюморонность, лежащая в основе изображения реалий
гражданской войны, усиливает ощущение дисгармонии мира, его
противоестественности, несет в себе авторский протест против войны и
насилия. «Перед нами воочию вставала Гражданская Война, не война двух
фронтов, хотя и русских, – а война бродяжническая, сутолокошная, война
всех против всех»
15
.
Неприятие жестокостей по отношению к человеческой личности,
оттолкнувшее Вс. Н. Иванова от идеалов большевиков, побудило искать
истину на других путях. После разгрома колчаковской армии Иванов с ее
остатками отступает в Иркутск. Далее на пути на востокЧита, где писатель
сталкивается с атаманом Г. М. Семеновым и его окружением, о чем
рассказывает в своем очерке-портрете «Семеновщина», опубликованном в
1921 г. владивостокской газетой «Русская армия».
Отступая с боями и без боев, остатки армии Колчака докатились до
Приморья, где в ту пору существовала Дальневосточная республика (ДВР).
Здесь, во Владивостоке, с началом 1920-х гг. в жизни Вс. Н. Иванова начался
новый во многих отношениях период.
Владивосток был в те годы довольно крупным центром русской
культуры. Так же, как в расположенной на другом конце России Одессе,
стоявшей у истоков Западного русского Зарубежья, здесь процветала поэзия,
возникали и тут же прогорали журналы и газеты. И Владивосток, и Одесса,
несмотря на оккупацию, не хотели умирать. В начале 1918 г. в бухту Золотой
Рог вошли сначала японский, потом английский крейсера. И до осени 1922 г.
времени, когда эмигрировал в Китай Вс. Н. Иванов, советской власти в
Приморье как таковой не было: книги выходили по старой орфографии,
Дальневосточная республика жила своей, обособленной, но бурной жизнью.
Волею судеб в те годы там работали В. К. Арсеньев, Н. Асеев, С. Третьяков,
В. Март, Вс. Н. Иванов и многие другие прозаики и поэты, в разное время
потом «воссоединившиеся» с внутрироссийской литературой.
Владивостокский период (1920–1922 гг.) занимает особое место в жизни
и творчестве Вс. Н. Иванова. В эти годы он заявил о себе в полный голос не
только как журналист, но и как публицист, поэт, общественный деятель.
Журналист Вс. Н. Иванов издает во Владивостоке «Вечернюю газету», почти
в каждом номере этой газеты можно было встретить его статьи по тем или
иным актуальным проблемам политики, экономики, культуры.
15