Литература русского зарубежья Дальнего Востока. Якимова С.И. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ,
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ЯВЛЕНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭМИГРАЦИИ
В последние годы заметно вырос интерес к Дальневосточному
зарубежью, и литературному в частности, потому что именно литература
через присущее ей многообразие жанров (журналистика, документальная и
документально-художественная проза, поэзия рубежа 1920-х гг.) сумела
сохранить и донести до нашего времени, начала XXI века, атмосферу
внутренней, духовной жизни людей, почувствовавших чуждость
человеческой природе надуманных и антигуманных идеалов большевизма и
вставших к нему в оппозицию.
Известно, что возникновение русской эмиграции, в том числе и ее
восточной ветви, явилось прямым следствием поражения белых армий в
гражданской войне 19191922 гг. Но условия и обстоятельства формирования
Дальневосточного зарубежья носили свой, особый характер, заметно
отличаясь от Западного зарубежья. Дальневосточная эмиграция начала свою
внутреннюю жизнь, по сути эмиграцию духовную, задолго до фактической и
достаточно далеко от границ нашего государства, в Омске «столице
Сибири», в то время как форпостом Западного зарубежья была Одесса, тоже
приграничный порт, но на другом конце страны.
В 19181919 гг. в Омске начали свое существование многочисленные
антибольшевистские издания. Тогда же стали появляться первые
документально-художественные и художественно-публицистические
исследования происходившего в те годы трагического раскола нации на
красных и белых, их непримиримого противостояния. Эти произведения,
созданные в Сибири, а потом и на Дальнем Востоке литераторами,
непосредственными свидетелями и участниками событий, создавали
своеобразную почву, являясь осознанным выражением духовно-
нравственных предпосылок последовавшего затем в отечественной культуре
явления Дальневосточной эмиграции. Оттуда же, из Омска, осенью 1919 г.
начался гигантский исход на восток всех, кому были чужды и непонятны
идеалы большевиков: терпящей поражение белой армии; большой и лучшей
части российской интеллигенции, духовно, нравственно и этически не
принявшей большевистской иерархии ценностей человеческой жизни и
культуры; а также многих тысяч простых людей, в основном крестьян,
разоренных и пущенных по миру новой властью.
Чем жила эта часть России? Что давало ей силы и надежды? Как и в чем
находили свое выражение представления о должном, нравственно-духовном
уходящей на восток большой части российской интеллигенции?
Долгий, сопряженный с неимоверными трудностями путь на восток
«обетованный» огромной беженской массы, остатков белой армии, а также
9