ВУЗ:
Составители:
Рабочий лист 1
Документ 1
Мольба (из года 7189-го от Сотворения мира в год 1731-й от Рождества Христова)
Господи, Иисусе Христе! Царь многомилостивый! За что покарал ты меня сим страшным сном,
столь явственным, будто я вправду побывал во временах будущих? Ужели дар пророчества пожелал Ты
мне даровать? Молю, не дай мне дара сего, Господи! Лучше думать мне, что сон мой – бесовское нава-
ждение, чем поверить, что за пятьдесят лет всего исчезнет Святая Русь, а на месте ее родится неслыхан-
ная языческая империя, какую даже татары создать не могли!
Привиделось мне, будто проснулся я от долгого сна, в чужом городе, среди чужих людей. Вышед на
улицу, что вижу? Ходят мужи невиданного обличья: бороды сбриты, усы подстрижены – я и в запорож-
цах такого не зрел николи. Платье их – как у немчинов: кафтаны короткие, порты узкие, рубах вовсе
нет. На голове – шутовские шляпы треугольные, иже от слабого ветра наземь летят. Аще молвят – по-
ловину слов по-русски понять нельзя, будто вправду у немчинов за морем учились. И того хуже: курят
дым поганый и вонючий из больших трубок. А ведь говорено не раз отцами нашими: «Кто курит таба-
ки, тот хуже собаки!»
Только и осталось в людех православного, что крест на шее! Да и то, спросил я у встречного: кто
ныне патриарх на Святой Руси? И внемлю: будто нет патриарха вовсе, а все церковные дела не Святой
собор иерархов решает, но некий Синод, в котором духовных лиц почти нету. И во главе Синода – кто
же? – Баба! Наша же царевна, за ливонца просватанная, а ныне вдовая, не в монастырь ушла, но всею
Русью правит, и Церковью тож! Велики, видать, грехи народа русского, раз Бог Вседержитель такую
пакость на Святой Руси допустил.
Бежал я из града Москвы – одно название от нее осталося! Даже не столица она ныне, по грехам
своим. Перебрался будто царь Петр (коего я еще недавно отроком зрел наяву) ближе к морю Ливонско-
му, а там новый город построил с непотребным именем немецким; нарек его новой столицею. Там и си-
дит ныне царица русская Анна, среди болот и дикой чухны, сама наполовину онемечившись вдали от
святых мест русских.
Решил я проведать – раз города Руси Содому и Гоморре уподобились, – как же деревня русская жи-
вет? И паки удручен был. Видом хрестьяне таковы, как прежде были, но волю прежнюю у них вовсе от-
няли царским повелением. Испокон веку деревня свое тягло всем миром несла, а ныне всякий двор от-
дельно подать платит, и не стало помощи соседу от соседа. Рассыпается деревня на дворы. Глядишь,
скоро дворянин – владетель по своей воле и продавать хрестьян волен будет семьями, а то и поодиноч-
ке, будто язычников некрещеных.
И не диво будет. Ведь сам дворянин в немецкое платье одет, немецкой речью молвит, даже власы
свои природные под чужими, накладными, прячет. Как он может, такой, мужика братом своим во Хри-
сте считать? Распадается народ русский. Видно, настали последние времена. И верно сказано праотца-
ми: «Рыба с головы гниет». Сам царь бесчинству многому начало положил. Нарек себя сам Петр Пер-
вый. Ладно бы, Великий Петр либо Грозный Петр – такое бывало и на Руси, и в иных землях. Но Первый
– значит, прежде него никого и не было на Москве? Значит, всех своих пращуров как бы с невежами-
язычниками сравнял? Сие – явное безумие бысть, и кара Божья народу за грехи его чрез царя его! А и
много знаков той кары видны бысть: колокола со святых церквей царь снимал и на пушки переливал,
чин патриарший себе присвоил, стольный град отцов своих покинул и вертеп себе на болоте воздвиг,
сам табак курил, иноземное платье носил, на иноземке безродной женился, оттого и проклят бысть в
сыне своем.
Церковь Православную приказу уподобил, лотошника неграмотного и вороватого князем объявил,
бояр от дворян не отличал, а русских людей – от иноземцев. Под конец явный знак всему народу дал:
отречась царского титла отчего, нарек себя языческим чином «император». Тут бы и отлучить от Церк-
ви Святой богохульника и с престола его свести! Нет, не сообразили люди русские! Значит, достойны
себя оказали высшей кары Господней.
Есть ли спасение Руси из таковой беды? Хуже ига татарского Петрово иго оказалося! Татаровья
кровожадные народ русский совокупно били, но отнюдь не разобщали воинов от пахарей, селян от го-
рожан, и всякий званием хрестьянина гордился. А ныне – в страшном сне моем – пропасть пролегла
между мужиком и помещиком, между мнихом праведным и слугою государевым. И пока ту пропасть не
замостить, не вернется Русь к древнему благочестию, а будет трястись в корчах и погибнуть может от
сей болезни.
Зрю, очнувшись, окрест себя – и мыслю: неужели все привидевшееся мне – правда, а не наваждение
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »