Изобретательство в техническом творчестве студентов. Абрамова Н.А - 3 стр.

UptoLike

3
1. Роль творчества в процессе познания и обучения
Вся человеческая деятельность по освоению и преобразованию при-
роды направлена на поиск новых знаний о законах ее развития и создание
на их основе техники, усиливающей воздействие на окружающую приро-
ду. Физические силы человека крайне ограничены по сравнению с физиче-
скими силами природы, которую
он ставит на службу, поэтому человек
вынужден постоянно помещать между собой и природой искусственные
средства труда, т.е. технику. При этом техника является не только орудием
воздействия на природу, но и своеобразным амортизатором воздействия
природы на человека, средством его защиты от пагубного влияния этих
воздействий. Степень могущества человека и эффективность
его воздейст-
вия на природу зависят от уровня техники, как «овеществленной силы зна-
ния», и науки, как «потенциальной техники». Следовательно, постоянный
рост научных и технических знаний является объективной необходимо-
стью непрерывного развития человеческого общества. Человек в своих ду-
ховных силах безграничен, и его интеллектуальная творческая мощь не
сравнима с силами природы
. Создаваемая человеком техника может счи-
таться достаточно эффективной только тогда, когда она обеспечивает ин-
тенсификацию производства при улучшении условий труда и жизнедея-
тельности, когда работа в условиях этой новой техники способствует твор-
ческому развитию личности.
Особенно это становится важным сейчас на этапе инновационного
пути развития общества в условиях экономики знаний.
А.В. Луначарский писал: «Изобретательствоэто самое замечатель-
ное свойство человека. В сущности, все, что составляет смысл человече-
ской жизни, сводится к изобретательности. Без нее жизнь остановилась бы
на месте, превратилась бы в повторение себя самой
Если определить психологическим термином, что же является
движущей пружиной прогресса, то окажется, что этой
пружиной является
изобретательность
...Давайте беречь и развивать самую могучую человеческую силу
творческую изобретательность» [1].
Подготовка инженера, как творца новой техники, сейчас немыслима
без обучения его основам изобретательства, без активного привлечения
студентов к решению творческих задач, поставленных практикой развития
общества.
В настоящее время психология творчества, процессы управления
творчеством мало изучены и многие
исследователи стоят на позициях о
принципиальной непознаваемости этих процессов, а это ставит порой не-
преодолимый психологический барьер на пути целенаправленного обуче-
ния техническому творчеству.
             1. Роль творчества в процессе познания и обучения

      Вся человеческая деятельность по освоению и преобразованию при-
роды направлена на поиск новых знаний о законах ее развития и создание
на их основе техники, усиливающей воздействие на окружающую приро-
ду. Физические силы человека крайне ограничены по сравнению с физиче-
скими силами природы, которую он ставит на службу, поэтому человек
вынужден постоянно помещать между собой и природой искусственные
средства труда, т.е. технику. При этом техника является не только орудием
воздействия на природу, но и своеобразным амортизатором воздействия
природы на человека, средством его защиты от пагубного влияния этих
воздействий. Степень могущества человека и эффективность его воздейст-
вия на природу зависят от уровня техники, как «овеществленной силы зна-
ния», и науки, как «потенциальной техники». Следовательно, постоянный
рост научных и технических знаний является объективной необходимо-
стью непрерывного развития человеческого общества. Человек в своих ду-
ховных силах безграничен, и его интеллектуальная творческая мощь не
сравнима с силами природы. Создаваемая человеком техника может счи-
таться достаточно эффективной только тогда, когда она обеспечивает ин-
тенсификацию производства при улучшении условий труда и жизнедея-
тельности, когда работа в условиях этой новой техники способствует твор-
ческому развитию личности.
      Особенно это становится важным сейчас на этапе инновационного
пути развития общества в условиях экономики знаний.
      А.В. Луначарский писал: «Изобретательство – это самое замечатель-
ное свойство человека. В сущности, все, что составляет смысл человече-
ской жизни, сводится к изобретательности. Без нее жизнь остановилась бы
на месте, превратилась бы в повторение себя самой…
      …Если определить психологическим термином, что же является
движущей пружиной прогресса, то окажется, что этой пружиной является
изобретательность…
      ...Давайте беречь и развивать самую могучую человеческую силу –
творческую изобретательность» [1].
      Подготовка инженера, как творца новой техники, сейчас немыслима
без обучения его основам изобретательства, без активного привлечения
студентов к решению творческих задач, поставленных практикой развития
общества.
      В настоящее время психология творчества, процессы управления
творчеством мало изучены и многие исследователи стоят на позициях о
принципиальной непознаваемости этих процессов, а это ставит порой не-
преодолимый психологический барьер на пути целенаправленного обуче-
ния техническому творчеству.

                                                                        3