ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
5 6
достижения науки и культуры, всей человеческой истории,
выступая в форме теоретического мировоззрения, высшего
по отношению к мифологии и религии.
В системе духовной культуры философия берет на себя
роль критической рефлексии жизненного опыта, формирует
наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется
культура определенного исторического типа общества. Вот
почему философская картина мира представляет собою
диалектическое единство сущего и должного, в котором
сущее критикуется с позиций должного (идеала), при этом
авторы конкретной философской системы, как правило,
выступают от имени всех членов общества. Здесь
отражается специфическая роль философии в обществе:
выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она
решает прежде всего смысложизненные проблемы
человека. Поэтому антропоцентризм – характернейший
признак философского знания. Как философский
мировоззренческий принцип, антропоцентризм является
таким пониманием мира, в который включен человек как
сознательно деятельностный фактор, определяющий в
конечном счете бытие мира.
В развитии философии проблема человека в
окружающем мире всегда была ведущей, а в настоящее
время она играет решающую роль в понимании
современного мира. Ее становление связано с пониманием
человека не просто как биосоциального существа, но с
осознанием человеком себя как индивида и личности.
Содержание принципа антропоцентризма исторически
менялось вслед за изменением понимания сущности
человека и развитием научного знания о природе человека.
(См.: от Протагора – «человек есть мера всех вещей»,
Сократа – «познай самого себя» и Демокрита – «человек как
микрокосм» до А.И. Вернадского – «человечество как
геологическая сила», ставшее сознательным соучастником
мировой эволюции, что выдвигает на первый план
нравственные и все остальные духовные качества
личности.)
Развитие антропоцентризма показало, что на ранних
этапах человек выступает как результат эволюции мира,
затем становится постепенно участником мирового
процесса, а в настоящее время превращается в решающий
фактор организации мира.
Вопросы для СРС
1. Какие исторические типы мировоззрения
предшествовали философии?
2. Почему философия является высшим историческим
типом мировоззрения?
3. В чем специфика философского отражения мира?
4. Как соотносятся научная и философская картины
мира?
5. Что может означать взаимопревращение сущего и
должного как элементов философской картины мира?
6. Как понимать философскую картину мира в свете
открытия философии?
7. В чем заключается смысл представлений философов
древней Греции о человеке?
8. В чем принципиальное отличие представлений о
человеке в Восточной и Западной культурах?
План семинарского занятия
1. Предмет философии и специфика философского
мышления.
2. Человек – главная проблема философии.
3. Основные типы отношения человеку к миру:
практика, познание, нравственность.
достижения науки и культуры, всей человеческой истории, мировой эволюции, что выдвигает на первый план выступая в форме теоретического мировоззрения, высшего нравственные и все остальные духовные качества по отношению к мифологии и религии. личности.) В системе духовной культуры философия берет на себя Развитие антропоцентризма показало, что на ранних роль критической рефлексии жизненного опыта, формирует этапах человек выступает как результат эволюции мира, наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется затем становится постепенно участником мирового культура определенного исторического типа общества. Вот процесса, а в настоящее время превращается в решающий почему философская картина мира представляет собою фактор организации мира. диалектическое единство сущего и должного, в котором сущее критикуется с позиций должного (идеала), при этом Вопросы для СРС авторы конкретной философской системы, как правило, выступают от имени всех членов общества. Здесь 1. Какие исторические типы мировоззрения отражается специфическая роль философии в обществе: предшествовали философии? выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она 2. Почему философия является высшим историческим решает прежде всего смысложизненные проблемы типом мировоззрения? человека. Поэтому антропоцентризм – характернейший 3. В чем специфика философского отражения мира? признак философского знания. Как философский 4. Как соотносятся научная и философская картины мировоззренческий принцип, антропоцентризм является мира? таким пониманием мира, в который включен человек как 5. Что может означать взаимопревращение сущего и сознательно деятельностный фактор, определяющий в должного как элементов философской картины мира? конечном счете бытие мира. 6. Как понимать философскую картину мира в свете В развитии философии проблема человека в открытия философии? окружающем мире всегда была ведущей, а в настоящее 7. В чем заключается смысл представлений философов время она играет решающую роль в понимании древней Греции о человеке? современного мира. Ее становление связано с пониманием 8. В чем принципиальное отличие представлений о человека не просто как биосоциального существа, но с человеке в Восточной и Западной культурах? осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически План семинарского занятия менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека. 1. Предмет философии и специфика философского (См.: от Протагора – «человек есть мера всех вещей», мышления. Сократа – «познай самого себя» и Демокрита – «человек как 2. Человек – главная проблема философии. микрокосм» до А.И. Вернадского – «человечество как 3. Основные типы отношения человеку к миру: геологическая сила», ставшее сознательным соучастником практика, познание, нравственность. 5 6