Философия. Афанасьева Л.А - 48 стр.

UptoLike

Рубрика: 

95 96
выработать на основе исконно отечественных идейных
традиций особую русскую философию.
В отличие от западников они идеализировали русскую
старину и полагали, что установление благопристойного
миропорядка в России лежит не через заимствование ею
западных политических структур, а через возвращение к
истокам, развитие патриархального уклада русской жизни,
последнее было искусственно прервано реформами Петра I.
Славянофилы утверждали: Россия не просто не Запад, она
антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь
развития, у нее иной тип цивилизации. Общинное
устройство русской жизни, по мнению славянофилов,
наиболее важный принцип русского народа, определяющий
его особый исторический путь.
В конце XIX в. идеи славянофилов развивали Н.Я.
Данилевский (1822 - 1885) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). В
своей работе «Россия и Европа», Н. Данилевский показал
мировой исторический процесс как развитие и смену
культурно-исторических типов или самобытных
цивилизаций. К. Леонтьев разработал концепцию
византизма. Он считал, что Россию нужно изолировать от
Европы и тогда она даст миру новую культуру. У
Леонтьева идея противопоставления России Европе
достигла своего апогея.
Евразийство, появившееся в начале 20-х гг. XX в. в
среде русской эмиграции и объединившее философию,
историю, географию, экономику, психологию и другие
области знания, явилось новым течением мысли. Наиболее
известными евразийцами были: филолог князь Н.С.
Трубецкой, экономист П.Н. Савицкий, философ Л.П.
Карсавин, богослов Г.В. Флоровский, историк Г.В.
Вернадский, правовед Н.Н. Алексеев. Определены
основополагающие идеи евразийства как историко-
культурной концепции: идея о России как особом
этнографическом мире со своей самобытной культурой, о
ее особом месте в мировой истории и особых путях
развития; идея культуры как симфонической личности;
идея распространения Церкви, Православия.
Неоевразийство, постевразийство представлено Л.Н.
Гумилевым, А.С. Панариным и др.
В истории русской философии особое место занимает
В.С. Соловьев (1853 - 1900), создатель первой цельной
философской системы. Идея всеединства это основа его
мировоззрения. Всеединство означает взаимное
проникновение, тождественность частей и целого. В
философском плане понятие всеединства тесно связано с
идеей соборности и «русской идеей». Вл. Соловьев
отвергал индивидуализм. По его мнению, идея личного
спасения это «средневековое миросозерцание», дело
прошлого. Спасаться надо не отдельными делами, а одним,
общим делом человечества.
Именно у Соловьева «русская идея» приобрела свое
полное и философски осмысленное воплощение. Он
надеялся, что славяне, и в особенности Россия, положат
начало осуществлению свободной теократии.
Представителем экзистенциализма в русской
религиозной философии был Н.А. Бердяев (1874 - 1948).
Центральное понятие в философии Бердяева Личность,
которая связывает человека с миром свободы и творчества.
Творящий субъект включает мир в себя, его внутренняя
жизнь открыта для свободы. В глубине русского народа
заложена свобода духа большая, чем у более свободных и
просвещенных народов Запада. Огромность свободы есть
одно из полярных начал в русском народе и с ней связана
«русская идея». Формулу «русской идеи» Бердяев выразил
так: «Все ответственны за всех».
Принцип цельности в русской философии нашел
отражение в космизме, внутри которого есть естественно-
выработать на основе исконно отечественных идейных           этнографическом мире со своей самобытной культурой, о
традиций особую русскую философию.                           ее особом месте в мировой истории и особых путях
    В отличие от западников они идеализировали русскую       развития; идея культуры как симфонической личности;
старину и полагали, что установление благопристойного        идея      распространения        Церкви,      Православия.
миропорядка в России лежит не через заимствование ею         Неоевразийство, постевразийство представлено Л.Н.
западных политических структур, а через возвращение к        Гумилевым, А.С. Панариным и др.
истокам, развитие патриархального уклада русской жизни,           В истории русской философии особое место занимает
последнее было искусственно прервано реформами Петра I.      В.С. Соловьев (1853 - 1900), создатель первой цельной
Славянофилы утверждали: Россия не просто не Запад, она       философской системы. Идея всеединства – это основа его
антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь        мировоззрения.      Всеединство      означает    взаимное
развития, у нее иной тип цивилизации. Общинное               проникновение, тождественность частей и целого. В
устройство русской жизни, по мнению славянофилов,            философском плане понятие всеединства тесно связано с
наиболее важный принцип русского народа, определяющий        идеей соборности и «русской идеей». Вл. Соловьев
его особый исторический путь.                                отвергал индивидуализм. По его мнению, идея личного
    В конце XIX в. идеи славянофилов развивали Н.Я.          спасения – это «средневековое миросозерцание», дело
Данилевский (1822 - 1885) и К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). В   прошлого. Спасаться надо не отдельными делами, а одним,
своей работе «Россия и Европа», Н. Данилевский показал       общим делом человечества.
мировой исторический процесс как развитие и смену                 Именно у Соловьева «русская идея» приобрела свое
культурно-исторических      типов    или     самобытных      полное и философски осмысленное воплощение. Он
цивилизаций. К. Леонтьев разработал концепцию                надеялся, что славяне, и в особенности Россия, положат
византизма. Он считал, что Россию нужно изолировать от       начало осуществлению свободной теократии.
Европы и тогда она даст миру новую культуру. У                    Представителем     экзистенциализма      в   русской
Леонтьева идея противопоставления России Европе              религиозной философии был Н.А. Бердяев (1874 - 1948).
достигла своего апогея.                                      Центральное понятие в философии Бердяева – Личность,
    Евразийство, появившееся в начале 20-х гг. XX в. в       которая связывает человека с миром свободы и творчества.
среде русской эмиграции и объединившее философию,            Творящий субъект включает мир в себя, его внутренняя
историю, географию, экономику, психологию и другие           жизнь открыта для свободы. В глубине русского народа
области знания, явилось новым течением мысли. Наиболее       заложена свобода духа большая, чем у более свободных и
известными евразийцами были: филолог князь Н.С.              просвещенных народов Запада. Огромность свободы есть
Трубецкой, экономист П.Н. Савицкий, философ Л.П.             одно из полярных начал в русском народе и с ней связана
Карсавин, богослов Г.В. Флоровский, историк Г.В.             «русская идея». Формулу «русской идеи» Бердяев выразил
Вернадский, правовед Н.Н. Алексеев. Определены               так: «Все ответственны за всех».
основополагающие идеи евразийства как историко-                   Принцип цельности в русской философии нашел
культурной концепции: идея о России как особом               отражение в космизме, внутри которого есть естественно-

                                                        95   96