ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11 12
Индии были тесно связаны с социальной варновой и
кастовой системой.
Буддизм стал религией и философией нового типа,
которая преодолела условности кастового неравенства, но в
результате оказалась вытесненной за пределы Индии и
получила распространение в Юго-Восточной и
Центральной Азии, на Дальнем Востоке, став мировой
религией. Для буддизма феноменальный мир – источник
страданий, спасение от страданий – в уходе из этого мира в
мир высшей реальности и абсолютного постоянства – в
нирвану.
Жизнь – проявление безначального волнения дхарм.
Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь
в свои руки и достичь состояния Будды, погрузиться в
нирвану. Для достижения этой цели буддизм превратил
этику в фундамент своей доктрины. Центральным понятием
всей древнеиндийской этики является закон кармы. Карма
рассматривается как сумма добродетелей и пороков
индивида не только в этой жизни, но и во всех прошлых
жизнях. Каждый человек должен вести себя таким образом,
чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная
ослабевала. Буддизм внес в концепцию кармы акцент на
определяющую роль сознания в формировании кармы. В
качестве вершины в типологии сознания выделяется
сознание запредельной мудрости, цель которого –
избавление от кармы и достижение нирваны.
Если Индия – царство религий, а религиозное
мышление индийца насыщено метафизическими
спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного
типа. Социальная этика и административная практика здесь
всегда играли большую роль, нежели мистические
абстракции. Великими пророками считались те, кто учил
жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить
ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически
детерминированный рационализм был доминантой,
определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.
Конфуций ( Кун - цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил
в эпоху больших социальных и политических потрясений.
Основной целью учения Конфуция было достижение
гармонии в обществе. Выступив с критикой своего века и
высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого
противопоставления создал свой образ совершенного
человека, цзюньцзы. Правитель государства и его
ближайшие подчиненные должны быть цзюньцзы.
Совершенный человек должен был обладать двумя
важнейшими достоинствами: гуманностью (жэнь) и
чувством долга (и). Долг – это моральное обязательство,
которое гуманный человек в силу своих добродетелей
накладывает на себя сам. Также совершенный человек
должен обладать такими качествами, как чжэн – верность и
искренность, ли – благопристойность и соблюдение
церемоний и обрядов. В течение двух с лишним
тысячелетий конфуцианство формировало умы и чувства
китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение,
мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни.
Даосизм возник в Китае почти одновременно с
учением Конфуция в виде самостоятельной философской
доктрины. Основатель даосизма – Лао-цзы (VI -Vвв. до н.
э.), старший современник Конфуция. В центре доктрины –
учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао
господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его
никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао,
следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и
счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию –
через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.
Параллельное существование даосизма и буддизма
рядом с конфуцианством создавало в образе мышления
китайцев биполярную структуру: рационализм
Индии были тесно связаны с социальной варновой и детерминированный рационализм был доминантой, кастовой системой. определявшей нормы социально-семейной жизни китайца. Буддизм стал религией и философией нового типа, Конфуций ( Кун - цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил которая преодолела условности кастового неравенства, но в в эпоху больших социальных и политических потрясений. результате оказалась вытесненной за пределы Индии и Основной целью учения Конфуция было достижение получила распространение в Юго-Восточной и гармонии в обществе. Выступив с критикой своего века и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, став мировой высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого религией. Для буддизма феноменальный мир – источник противопоставления создал свой образ совершенного страданий, спасение от страданий – в уходе из этого мира в человека, цзюньцзы. Правитель государства и его мир высшей реальности и абсолютного постоянства – в ближайшие подчиненные должны быть цзюньцзы. нирвану. Совершенный человек должен был обладать двумя Жизнь – проявление безначального волнения дхарм. важнейшими достоинствами: гуманностью (жэнь) и Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь чувством долга (и). Долг – это моральное обязательство, в свои руки и достичь состояния Будды, погрузиться в которое гуманный человек в силу своих добродетелей нирвану. Для достижения этой цели буддизм превратил накладывает на себя сам. Также совершенный человек этику в фундамент своей доктрины. Центральным понятием должен обладать такими качествами, как чжэн – верность и всей древнеиндийской этики является закон кармы. Карма искренность, ли – благопристойность и соблюдение рассматривается как сумма добродетелей и пороков церемоний и обрядов. В течение двух с лишним индивида не только в этой жизни, но и во всех прошлых тысячелетий конфуцианство формировало умы и чувства жизнях. Каждый человек должен вести себя таким образом, китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни. ослабевала. Буддизм внес в концепцию кармы акцент на Даосизм возник в Китае почти одновременно с определяющую роль сознания в формировании кармы. В учением Конфуция в виде самостоятельной философской качестве вершины в типологии сознания выделяется доктрины. Основатель даосизма – Лао-цзы (VI -Vвв. до н. сознание запредельной мудрости, цель которого – э.), старший современник Конфуция. В центре доктрины – избавление от кармы и достижение нирваны. учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао Если Индия – царство религий, а религиозное господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его мышление индийца насыщено метафизическими никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и типа. Социальная этика и административная практика здесь счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию – всегда играли большую роль, нежели мистические через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. абстракции. Великими пророками считались те, кто учил Параллельное существование даосизма и буддизма жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить рядом с конфуцианством создавало в образе мышления ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически китайцев биполярную структуру: рационализм 11 12
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »