ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
чий в мире есть и согласие. Война – отец всех вещей, а мир – их мать. Все
сущее сложено в гармонию через противообращенность». Некоторые из
древних философов высказывали утопические надежды на возможность
воздания общества, в котором будут устранены все противоречия
и конфликты. Например, Эпикур считал, что «бедствия, связанные
с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного
мира». Подобные утопии обнаруживали притягательную силу
и привлекали внимание вновь и вновь.
Во времена средневековья, когда утвердилась христианская религия,
которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира
и согласия достигнуть не удалось. Эразм Роттердамский считал, что «наи-
больший абсурд заключается в том, что Христос присутствует в общих
лагерях» (конфликт между христианами (гугенотами и протестантами) за
Христа). Религиозная философия разработала специальное учение – «Оп-
равдание бога», которое оправдывало то, что Бог допускает разнообразное
зло (теодицея). Итак, основная задача средневековой конфликтологии –
выяснение того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют
многообразные конфликты – от жестоких войн до коварных убийств. Эта
постановка вопроса содержит зерна отрицания Бога, атеизма. Имеются
общие ответы на этот вопрос. Например, Тердулиан (III в.) считал, что
«природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму; верую,
потому что абсурдно».
Н. Бердяев связывал происхождение зла с той первичной материей,
которая существовала до Бога и из которой Бог вынужден был создавать
мир. Эта праматерия была недоброкачественной. При этом Бердяев про-
тиворечил христианской церкви, так как Бог не смог улучшить исходный
материал, хотя и является всемогущим. Новейшая религиозная философия
предлагает более тонкое истолкование конфликтов: зло создано самим Бо-
гом для совершенствования человека; в ходе борьбы со злом человек ста-
новится сильнее. Бог показал образец, как решать проблему со злом, взой-
дя на Голгофу. Хотя дохристианское объяснение причины различно
с христианским, несмотря на различия, между ними много общего: и те,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- …
- следующая ›
- последняя »