Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Акопов А.И. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Предисловие
Данное пособие предназначается для студентов факультетов журналистики, изучающих
курсЖанры журналистики”. Один из трех разделов этого курса - “Аналитические жанры
делится на 2 части и изучается в течение двух семестров. Пособие охватывает лишь первую
часть, включающую три жанра - письмо, корреспонденцию, статью.
Изучение жанров публицистики занимает в подготовке будущего журналиста важное
место. К
сожалению, среди журналистов-практиков бытует устойчивое заблуждение
относительно жанров - мол, это все теоретические построения, не имеющие практического
применения. “Я не знаю, в каком жанре я буду писать, как получится, так и получится”, -
говорит иной журналист. Это неверно. Жанры - это естественные формы воплощения
журналистского творчества, формы реализации журналистского замысла. При этом следует
помнить, что жанры не зависят от времени и пространства, они существуют объективно и
зависят от суммы характеристик и свойств окружающей действительности -обстоятельств,
явлений, фактов и т.п. Разумеется, все это накладывается на конъюнктурные цели, задачи
издания, интересы пишущего журналиста. Но в любом случае знание внутренних пружин,
воплощающих данную фактуру в
данную форму необходимо. Хочет этого журналист или не
хочет, задумывается над этим или нет, но в процессе своей работы он постоянно
сталкивается с проблемами, так или иначе связанными с жанром будущей публикации.
Знание жанров важно также для журналистской критики: анализируя ту или иную
работу, мы должны помнить о жанре, в котором
она сделана, рассмотреть правомерность
выбора этого жанра, составляющие его структуры - и как все это нашло воплощение в
тексте.
Пособие состоит из теоретической части, являющейся переложением идей разных
авторитетных специалистов в этой области и плодом вольных размышлений автора,
предназначенных для критического изучения студентами, избравшими трудную стезю
журналиста. В пособии даются также
краткие рекомендации по проведению практических
занятий и выбору тем для письменных работ. К большинству жанровых разновидностей
приведены в качестве примеров тексты газетных публикаций. Выбор текстов продиктован
целесообразностью учебно-методического характера: в них наиболее четко обозначены
свойства и составляющие избранного жанра, видны способы работы журналиста и ее
последовательность. В связи с этим
, наряду с современными текстами приведены и старые,
но точно, классически отражающие особенности жанра. В тех случаях, когда тексты не
приведены, есть ссылки на некоторые характерные публикации. Однако примеры
приводятся лишь как необходимое дополнение теоретических рассуждений. Основная часть
работы с текстами ложится на практические занятия, где студенты будут выбирать и
анализировать
различные публикации самостоятельно.
Автор не возражает против критики в свой адрес по любому поводу и готов принять
участие в дискуссии со студентами и преподавателями.
Автор выражает надежду на то, что среди его коллег-преподавателей найдутся те,
которые в скором времени продолжат этот труд. В результате коллективного творчества
может получиться серия таких
же небольших пособий, которые затем составят современный
учебник по жанрам печатной журналистики. Что касается жанров радио- и телепублицистики,
то они имеют существенные особенности и в данном пособии не рассматриваются. Автор
благодарит всех людей, оказавших бескорыстную помощь в создании и выпуске этой книги.
                                   Предисловие
     Данное пособие предназначается для студентов факультетов журналистики, изучающих
курс “Жанры журналистики”. Один из трех разделов этого курса - “Аналитические жанры”
делится на 2 части и изучается в течение двух семестров. Пособие охватывает лишь первую
часть, включающую три жанра - письмо, корреспонденцию, статью.
     Изучение жанров публицистики занимает в подготовке будущего журналиста важное
место. К сожалению, среди журналистов-практиков бытует устойчивое заблуждение
относительно жанров - мол, это все теоретические построения, не имеющие практического
применения. “Я не знаю, в каком жанре я буду писать, как получится, так и получится”, -
говорит иной журналист. Это неверно. Жанры - это естественные формы воплощения
журналистского творчества, формы реализации журналистского замысла. При этом следует
помнить, что жанры не зависят от времени и пространства, они существуют объективно и
зависят от суммы характеристик и свойств окружающей действительности -обстоятельств,
явлений, фактов и т.п. Разумеется, все это накладывается на конъюнктурные цели, задачи
издания, интересы пишущего журналиста. Но в любом случае знание внутренних пружин,
воплощающих данную фактуру в данную форму необходимо. Хочет этого журналист или не
хочет, задумывается над этим или нет, но в процессе своей работы он постоянно
сталкивается с проблемами, так или иначе связанными с жанром будущей публикации.
     Знание жанров важно также для журналистской критики: анализируя ту или иную
работу, мы должны помнить о жанре, в котором она сделана, рассмотреть правомерность
выбора этого жанра, составляющие его структуры - и как все это нашло воплощение в
тексте.
     Пособие состоит из теоретической части, являющейся переложением идей разных
авторитетных специалистов в этой области и плодом вольных размышлений автора,
предназначенных для критического изучения студентами, избравшими трудную стезю
журналиста. В пособии даются также краткие рекомендации по проведению практических
занятий и выбору тем для письменных работ. К большинству жанровых разновидностей
приведены в качестве примеров тексты газетных публикаций. Выбор текстов продиктован
целесообразностью учебно-методического характера: в них наиболее четко обозначены
свойства и составляющие избранного жанра, видны способы работы журналиста и ее
последовательность. В связи с этим, наряду с современными текстами приведены и старые,
но точно, классически отражающие особенности жанра. В тех случаях, когда тексты не
приведены, есть ссылки на некоторые характерные публикации. Однако примеры
приводятся лишь как необходимое дополнение теоретических рассуждений. Основная часть
работы с текстами ложится на практические занятия, где студенты будут выбирать и
анализировать различные публикации самостоятельно.
     Автор не возражает против критики в свой адрес по любому поводу и готов принять
участие в дискуссии со студентами и преподавателями.
     Автор выражает надежду на то, что среди его коллег-преподавателей найдутся те,
которые в скором времени продолжат этот труд. В результате коллективного творчества
может получиться серия таких же небольших пособий, которые затем составят современный
учебник по жанрам печатной журналистики. Что касается жанров радио- и телепублицистики,
то они имеют существенные особенности и в данном пособии не рассматриваются. Автор
благодарит всех людей, оказавших бескорыстную помощь в создании и выпуске этой книги.