Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Акопов А.И. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Типические признаки
жанров журналистики
Все жанры журналистики обладают рядом свойств, которые определяют сходства и
различия между ними. Такие свойства можно назвать типическими признаками жанров. Ниже
предлагается схема-матрица, позволяющая выявить и закрепить определенную
характеристику каждого жанра. Схема содержит 4 основных типических жанровых признака
(они обозначены цифрами 1, 2, 3, 4), каждый из которых включает компоненты (а, б, в, г
),
присущие всем жанрам журналистики. Схема-матрица выглядит так.
1. Задачи публикации:
а)информирование общественности о фактах действительности; б)пропаганда и
распространение передового опыта; в)популяризация знаний; г)анализ окружающей
действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения);
д)эстетическое и эмоционально-художественное освещение жизни.
2. Метод отображения действительности:
а)
описание на основе фактов, непосредственно наблюдаемых журналистом;
б)отображение на основе фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов
и опросов; в)осмысление, использование и оценка фактов, воплощенных в художественном
произведении литературы и искусства; г)оценка фактов со стороны компетентного лица
(эксперта) или группы лиц; д)всесторонний анализ и оценка явлений
действительности,
данные журналистом.
3. Масштаб отображения действительности:
а)отдельный факт; б)группа, цепочка связанных друг с другом фактов; в)всестороннее
освещение локального участка действительности (“кусочек жизни”); г)широкое освещение
действительности.
4. Средства изображения: а)художественные образы; б)сатирические и
юмористические образы; в)изобразительно-выразительные средства; г)литературно-
стилистическая обработка текста.
Вышеприведенная
система типических признаков жанров может углубляться,
расширяться или сужаться при анализе того или иного жанра. Если схему применять к
каждому конкретному жанру, то можно легко убедиться в ее универсальности. Она
применима ко всем группам жанров. Каждому жанру соответствует своя компонента (или
две-три). Например, о репортаже можно сказать, что: 1) его
задача -”информирование
общественности о наиболее значительных фактах действительности; 2) по методам
отображения действительности ему присущи лишьфакты действительности, наблюдаемые
журналистом”; 3) по масштабу отображения ему свойственныгруппа, цепочка связанных
друг с другом фактовиливсестороннее освещение конкретной ситуации”; 4) среди средств
изображения в этом жанре чаще всего используютсяизобразительно-выразительные
средства”. Таким образом, репортаж
как жанр на основании нашей схемы-матрицы
характеризуется набором конкретных типических признаков, которые можно представить в
виде формулы:
Р =1а^2а^3бв^4в , где:
Р - репортаж;
1, 2, 3, 4 - типические признаки жанров журналистики;
а, б, в - компоненты типических признаков;
^ - знак логического сложения.
Разумеется, в практике журналистики можно обойтись без вышеприведенной схемы,
однако
при теоретическом осмыслении жанров, когда возникает необходимость в сравнении,
                             Типические признаки
                             жанров журналистики
     Все жанры журналистики обладают рядом свойств, которые определяют сходства и
различия между ними. Такие свойства можно назвать типическими признаками жанров. Ниже
предлагается схема-матрица, позволяющая выявить и закрепить определенную
характеристику каждого жанра. Схема содержит 4 основных типических жанровых признака
(они обозначены цифрами 1, 2, 3, 4), каждый из которых включает компоненты (а, б, в, г),
присущие всем жанрам журналистики. Схема-матрица выглядит так.
     1. Задачи публикации:
     а)информирование общественности о фактах действительности; б)пропаганда и
распространение передового опыта; в)популяризация знаний; г)анализ окружающей
действительности (освещение результатов анализа, постановка проблем, пути их решения);
д)эстетическое и эмоционально-художественное освещение жизни.
     2. Метод отображения действительности:
     а)описание на основе фактов, непосредственно наблюдаемых журналистом;
б)отображение на основе фактов, полученных журналистом в процессе изучения документов
и опросов; в)осмысление, использование и оценка фактов, воплощенных в художественном
произведении литературы и искусства; г)оценка фактов со стороны компетентного лица
(эксперта) или группы лиц; д)всесторонний анализ и оценка явлений действительности,
данные журналистом.
     3. Масштаб отображения действительности:
     а)отдельный факт; б)группа, цепочка связанных друг с другом фактов; в)всестороннее
освещение локального участка действительности (“кусочек жизни”); г)широкое освещение
действительности.
     4.   Средства изображения: а)художественные образы; б)сатирические и
юмористические образы; в)изобразительно-выразительные средства; г)литературно-
стилистическая обработка текста.
     Вышеприведенная система типических признаков жанров может углубляться,
расширяться или сужаться при анализе того или иного жанра. Если схему применять к
каждому конкретному жанру, то можно легко убедиться в ее универсальности. Она
применима ко всем группам жанров. Каждому жанру соответствует своя компонента (или
две-три). Например, о репортаже можно сказать, что: 1) его задача -”информирование
общественности” о наиболее значительных фактах действительности; 2) по методам
отображения действительности ему присущи лишь “факты действительности, наблюдаемые
журналистом”; 3) по масштабу отображения ему свойственны “группа, цепочка связанных
друг с другом фактов” или “всестороннее освещение конкретной ситуации”; 4) среди средств
изображения в этом жанре чаще всего используются “изобразительно-выразительные
средства”. Таким образом, репортаж как жанр на основании нашей схемы-матрицы
характеризуется набором конкретных типических признаков, которые можно представить в
виде формулы:

                                Р =1а^2а^3бв^4в , где:

    Р - репортаж;
    1, 2, 3, 4 - типические признаки жанров журналистики;
    а, б, в - компоненты типических признаков;
    ^ - знак логического сложения.
    Разумеется, в практике журналистики можно обойтись без вышеприведенной схемы,
однако при теоретическом осмыслении жанров, когда возникает необходимость в сравнении,